Утром в среду, 27 ноября, вступило в силу соглашение о прекращении огня, призванное положить конец боевым действиям между Израилем и базирующейся в Ливане группировкой "Хезболла", признанной террористической в США и многих других западных и мусульманских странах мира (но лишь частично в ЕС). Обе стороны должны будут соблюдать 60-дневное перемирие. В течение этого периода вооруженные силы обеих сторон обязаны покинуть южный Ливан. Сколько продлится это перемирие – неизвестно.
Перемирие, вступившее в силу в 4 часа утра 27 ноября по местному времени, должно закончить вооруженный конфликт между Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ) и "Хезболлой", начавшийся 23 сентября с массированных израильских воздушных ударов по территории Ливана. В ночь на 1 октября, когда израильские войска впервые пересекли границу, началось и сухопутное вторжение Израиля в Ливан – в ответ на многомесячные ракетные обстрелы со стороны "Хезболлы". Израиль заявил, что его целью было уничтожить местную инфраструктуру "Хезболлы", очистить приграничную зону от ее боевиков, оружия и выкопанных группировкой в военных целях туннелей.
За неделю до наземного вторжения Израиль заявил, что только за один день нанес воздушные удары по более чем 1600 целям в Ливане, что привело к значительным разрушениям и огромному количеству жертв. Израиль также уничтожил с помощью точечных авиаударов нескольких высших лидеров "Хезболлы", в первую очередь ее многолетнего лидера Хасана Насраллу, убитого в Бейруте 27 сентября.
За последние два месяца израильские силы продвинулись на несколько километров вглубь приграничных районов южного Ливана, при этом успешно, хотя и с заметными потерями, штурмовав многие города и деревни, где наблюдалось сильное присутствие "Хезболлы".
В октябре 2023 года, вскоре после нападения боевиков группировки ХАМАС (также признанной террористической в США, Евросоюзе и почти везде на Западе) на приграничные районы Израиля и последовавшего начала войны в секторе Газа, "Хезболла" выступила на стороне ХАМАС и объявила Израилю войну. Первые ракеты по Израилю "Хезболла" выпустила уже 8 октября 2023 года, на следующий день после нападения на него ХАМАС. С тех пор в течение года боевики "Хезболлы" регулярно обстреливали северные районы Израиля, вынуждая израильское население эвакуироваться.
В сентябре 2024 года, незадолго до начала военной операции Израиля в Ливане, произошли массовые взрывы пейджеров и раций, которые члены "Хезболлы" использовали для оперативной связи. Погибли несколько десятков человек, и около трех тысяч были ранены. "Хезболла" возложила ответственность за случившееся на Израиль. ЦРУ США и несколько других западных разведок негласно сообщили, что к подрывам устройств, конечно, причастна израильская разведка "Моссад". Телеканал ABC News со ссылкой на источник в американской внешней разведке заявил, что Израиль планировал операцию по взрыву пейджеров группировки в Ливане не менее 15 лет, хотя сам Израиль до сих пор этого официально не признает.
Созданная, поддерживающаяся и финансируемая Ираном военизированная шиитская группировка "Хезболла" много десятилетий остается одной из сильнейших организаций и политических партий Ливана, где она борется за создание исламского государства по иранскому образцу. В США группировка признана террористической организацией, однако Европейский союз признал таковой только ее военизированное крыло, но не политическую партию. Партия "Хезболла" представлена в ливанском парламенте и контролирует большую часть районов с шиитским населением на юге Ливана.
Во время гражданской войны в Сирии "Хезболла" выступала в качестве одного из союзников Башара Асада и предоставила его режиму до 10 тысяч боевиков. Она неоднократно призывала к уничтожению Израиля, заявляя, что еврейское государство не имеет права на существование. Вашингтон считает, что лидеры "Хезболлы" активно занимаются наркоторговлей и отмыванием денег. В 2018 году Госдепартамент США назвал "Хезболлу" одной из пяти крупнейших преступных организаций мира.
По общим оценкам, перед началом сухопутной операции ЦАХАЛ в Ливане в рядах "Хезболлы" насчитывалось от 20 до 30 тысяч активных членов, включая и рядовых бойцов, и имеющих неплохую полевую подготовку командиров младшего и среднего звена, и многочисленных инженеров и техперсонал, занимающихся производством, обслуживанием и запуском ракет, управляемых снарядов и беспилотников. До последнего времени в арсенале "Хезболлы" имелось более 100 тысяч ракет и снарядов, в том числе, вероятно, и баллистические ракеты средней дальности, и крылатые ракеты, и переносные зенитные комплексы. Боевики группировки не раз в боях с ЦАХАЛ использовали противотанковые ракеты.
Согласно условиям нынешнего перемирия, предполагается вывод израильских войск из Ливана в течение 60 дней. "Хезболла" в свою очередь должна отвести свои тяжелые вооружения к северу от реки Эль-Литани. Ход выполнения этих действий обязуются контролировать США, предоставившие Израилю гарантии своей поддержки на случай, если "Хезболла" станет нарушать перемирие.
Ливанская правительственная армия, которая не участвует в конфликте между Израилем и "Хезболлой", обязуется заполнить своими подразделениями на юге Ливана образующийся там вакуум. Также на юг Ливана вернутся миротворцы ООН, находившиеся там ранее. Однако пока никто не может ответить на вопрос, как в реальности они смогут контролировать южные районы Ливана, где военный потенциал, могущество и поддержка "Хезболлы" населением всегда значительно превышали все возможности официального Бейрута.
Потери ЦАХАЛ за почти два месяца боевых действий в Ливане точно не известны. Министерство здравоохранения Ливана и другие официальные лица в Бейруте говорят о почти 3800 мирных жителях, убитых в результате израильских авиаударов и наземных боевых операций, и о более чем миллионе беженцев, вынужденных спасаться на севере страны или в соседней Сирии, однако эти цифры требуют подтверждения. Анализ спутниковых снимков показывает, что от конфликта большой ущерб был причинен всему Ливану, но наиболее сильно, разумеется, пострадали районы вблизи южной границы, Бейрут и окрестности ливанской столицы, причем в основном от действий израильской авиации еще до наземного вторжения ЦАХАЛ.
Израильская армия в результате этого конфликта, уже названного "Третьей ливанской войной", а в самом Израиле именуемого операцией "Стрелы Севера", нанесла "Хезболле" тяжелые потери и уничтожила почти все руководство группировки, рассказывает политолог-востоковед, знаток Ближнего Востока Василий Семенов. Но никакой однозначной победы ЦАХАЛ там не одержал и вообще на нее всерьез вряд ли рассчитывал:
"На юге Ливана израильские войска встретили оставленные населением и большинством боевиков "Хезболлы" шиитские села и тщательно подготовленные засады.
Возможно, обе стороны наконец осознали, что продолжение не сулит им обоим ничего хорошего
Месяц войны, к которой "Хезболла" долго готовилась, насколько мне известно, унес жизни 100 израильских военных, в большой мере из элитных соединений, а ракетные атаки "Хезболлы" превратили израильский север в зону запустения, откуда бежали десятки тысяч человек. Стратегия "Хезболлы" – асимметричная партизанская война плюс ее ракетные и дроновые удары – в сочетании с местностью южного Ливана – холмы, покрытые лесом – и подземными укрытиями, похожими на те, что есть в секторе Газа, сделали израильское вторжение лишенным смысла занятием. Возможно, обе стороны наконец осознали, что продолжение не сулит им обеим ничего хорошего, и решили остановиться – на какое-то время", – полагает Василий Семенов.
26 ноября договор о перемирии с "Хезболлой", подготовленный при прямом участии Вашингтона, одобрил военный кабинет Израиля, за него проголосовали 10 человек, против – лишь один человек, министр национальной безопасности Израиля Итамар Бен-Гвир. Ранее он несколько раз говорил, что выступит против соглашения, назвав его исторической ошибкой. "Это не перемирие. Это возвращение к концепции "тишина в обмен на тишину", и мы уже видели, к чему это приводит", – написал Бен-Гвир в соцсети X.
"Израиль ценит вклад США в этот процесс, но оставляет за собой право действовать против любой угрозы своей безопасности", – заявил 26 ноября премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Он подчеркнул, что любые попытки "Хезболлы" перевооружиться будут являться нарушением соглашения, и в этом случае Израиль "жестко отреагирует" и нанесет по ней новые удары. "Хорошая сделка – это та, которая соблюдается, и мы будем ее соблюдать", – сказал Нетаньяху. Израильский премьер также утверждает, что "это уже не та "Хезболла" и что израильские военные отбросили группировку "на десятилетия назад". По словам Нетаньяху, Армия обороны Израиля нуждается в передышке и теперь ЦАХАЛ необходимо сосредоточиться на борьбе с угрозой со стороны Ирана.
Президент США Джо Байден во время своего выступления по поводу перемирия в Ливане рассказал, что несколько раз разговаривал с премьер-министрами Израиля и Ливана – и каждый из них сообщил, что их правительства приняли сделку. "Теперь выбор предстоит сделать ХАМАС. Их единственный выход – освободить заложников, включая американских граждан, которых они удерживают. В ходе этого процесса необходимо положить конец боевым действиям, что сделает возможным увеличение гуманитарной помощи. В ближайшие дни Соединенные Штаты предпримут еще одну попытку совместно с Турцией, Египтом, Катаром, Израилем и другими странами добиться прекращения огня в секторе Газа", – сказал Байден, напомнив о войне в секторе Газа, где ХАМАС продолжает удерживать захваченных в прошлом году в Израиле заложников.