С 1 ноября исполнительным директором Международного валютного фонда от России станет Ксения Юдаева, до недавнего времени ключевая фигура в команде главы Банка России Эльвиры Набиуллиной. В конце апреля 2022 года Юдаева, как и все другие заместители руководителя Центробанка на тот момент, внесена в санкционные списки США.
По информации "Интерфакса", предложило кандидатуру Юдаевой Министерство финансов и она уже прошла все согласования – в Банке России, Министерстве иностранных дел и аппарате правительства. Премьер-министр Михаил Мишустин тоже поставил свою визу. И с 1 ноября Юдаева сменит в МВФ Алексея Можина, который занимал эту должность с 1996 года.
Для МВФ Ксения Юдаева, профессор Высшей школы экономики и доктор экономики Массачусетского технологического университета, – весьма ценное приобретение. Она была ключевой фигурой в команде нынешней главы Банка России Эльвиры Набиуллиной еще до того, как та возглавила Центральный банк в 2013 году. Но именно в ЦБ таланты Юдаевой раскрылись в полной мере. Она, по сути, смогла собрать самую профессиональную команду аналитиков.
И тот факт, что именно в Банке России получают наиболее точную и объективную информацию о том, что происходит с российской экономикой, выдают точные прогнозы и принимают выверенные решения, которые вот уже больше десяти лет позволяли и пока позволяют России избегать разрушительных кризисов, сопоставимых с событиями 2008 или 1998 годов, – не в последнюю очередь заслуга Юдаевой. Как и то, что Эльвира Набиуллина сегодня, по мнению многих экспертов, наиболее компетентный и влиятельный представитель российского финансово-экономического блока.
Это был весьма драматичный момент
До прихода в 2013 году в Банк России Юдаева успела поработать в команде Германа Грефа, создав еще одну серьезную аналитическую группу – Центр макроэкономических исследований Сбербанка. А раньше Юдаева работала в Московском центре Карнеги, была несколько лет научным руководителем Центра стратегических разработок.
После начала войны руководство Банка России неоднократно выступало с заявлениями о том, к каким разрушительным последствиям могут привести международные санкции и технологическая изоляция России. В июле 2023 года Юдаева ушла с поста первого зампреда ЦБ, а в октябре покинула и Совет директоров банка. Это был весьма драматичный момент.
К тому времени для многих стало очевидно, что мобилизационная экономика и гипертрофированный рост военно-промышленного сектора, с одной стороны, обеспечивают хорошие (хотя и не очень поддающиеся проверке) статистические показатели, а с другой – разгоняют инфляцию, увеличивая разрыв между платежеспособным спросом и производством товаров и услуг, способных этот спрос удовлетворить.
Системно проблема никуда не делась
Бюджетная щедрость летом 2023 года привела к резкому росту потребительских цен и обвальному падению рубля. Банк России загодя начал серию повышения ставок, однако победить инфляцию в условиях военной экономики ни теоретически, ни практически невозможно. Экстренные меры, предпринятые не только Банком России, но и правительством, смогли отбросить курс доллара от трехзначных величин. Но системно проблема никуда не делась.
Юдаева, очевидно, понимала, что дальнейшее развитие событий в российской экономике от действий регулятора будет зависеть мало. Максимум, что могла сделать команда Набиуллиной, – немного затормозить надвигающуюся стагфляцию. И в этих условиях Набиуллина дала возможность своей правой руке уйти.
Для Юдаевой есть и другая возможность
А теперь о том, почему повезло Международному валютному фонду. На первый взгляд, исполнительный директор от России – формальная должность, которая должна выполнять декоративные функции, отстаивать интересы России, которые, если верить Владимиру Путину, заключаются в разрушении "несправедливой" мировой финансовой системы. И все это безо всякой надежды на какие-то реальные результаты, поскольку большинство голосов в МВФ у США и стран Европы.
И любой чиновник из путинской команды в МВФ занялся бы именно этим, отрабатывая в рабочие часы роль кремлевского пропагандиста, а после службы наслаждаясь всеми прелестями жизни в Вашингтоне. Но для Юдаевой есть и другая возможность. Оставить пропаганду и демагогию министру финансов Антону Силуанову, который является управляющим от России, а самой заняться привычным делом. Одна из основных миссий Фонда – оказание помощи странам, страдающим от финансово-экономических кризисов. Помощь МВФ, как правило обусловлена теми или иными реформами, которые должны предпринять правительства в обмен на транши от Фонда.
И в разработке такого рода программ, а также в создании аналитического аппарата, который позволит сделать рецепты МВФ более выверенными и эффективными, Юдаевой с ее богатейшим научным и практическим опытом, пожалуй, нет равных. Так что заняться чем-то полезным и интересным у нее есть все шансы.
Что до нынешних российских руководителей – сейчас профессионалов вроде Юдаевой, понимающих, в какую пропасть катится российская экономика, для них лучше держать где-нибудь подальше от России и занять чем-то далеким от российских экономических проблем. Потому что в противном случае в какой-то момент бывшая правая рука Эльвиры Набиуллиной могла бы не сдержаться и высказать все, что она думает о происходящем.