"Жить трудно, тоскливо, стыдно, но ведь и очень интересно, если, конечно, смотреть на происходящее во все глаза!" – пишет одна женщина. Она как будто подсмотрела это в моём дневнике, если бы я его вёл. Мне тоже часто первым делом бросается в глаза не всё самое страшное, а самое интересное в нём, хотя признаваться в этом не всегда уместно и легко. Интерес ведь притупляет другие чувства. Гнев становится спокойным.
Всё вроде старо и в то же время захватывающе неожиданно. Взять такую, в общем-то, мелочь, как уход из России многих известных деятелей культуры и общественности. Ну, не ожидал я этого от них, так умело встроившихся в путинизм и так упивавшихся своим положением не со всем согласных!
Так было в часы и дни, когда едва не рухнула горбачёвская перестройка. Заговорщиков не испугались люди, которым было не привыкать к вечному страху! Пусть тоскуя и презирая себя, но приспосабливаться к любому повороту политики, подчиняться силе – это была их жизнь во все советские годы. И вот они вдруг повели себя не так, как привыкли. Перед лицом о-очень большой, если не смертельной опасности! Кого-то из них я хорошо знал, с кем-то дружил, а кого-то открыто сторонился, ибо это был приспособленец, карьерист из карьеристов – и вот вижу пред собой настоящего героя, мля! Перед лицом, повторяю, нешуточной опасности…
Так произошло и сейчас, и ведь не с кем-то одним! Отказались и дальше приспосабливаться десятки таких, что были на виду, а сколько неизвестных!
А те, что остались и мучаются вопросом, как жить, что делать при разгулявшемся путинизме? Прислушавшись к ним, восхищаешься: да ведь они же вовсю философствуют! Произношу это слово без малейшей насмешки. Напряжённо, иные до изнурения, они задаются вечными вопросами. Окунувшись в эту вот уж поистине русскую вакханалию, обнаруживаешь в ней почти все из этих вопросов. На первое же место выходит, естественно, загадка и задача свободы человека и, между прочим, всего бытия, с которым он имеет дело… или оно – с ним.
Бытиё-то свободное, вон оно какое, от него волосы встают дыбом, а что же ты в нём? Хочешь ли быть таким же, как оно, свободным, но не так, как оно, проклятое, а как уважающий себя человек? Оно-то не уважает ни тебя, ни себя, а ты себя – сможешь ли? Потянешь ли? Или вольно-невольно ударишься в "бегство от свободы", как это было когда-то названо?
Ну, а какие из тем не чаще, а реже всего затрагиваются в ходе этих философствований? Ну, соображайте, не бойтесь, поглядите правде в глаза! Правильно: это тема Бога, участия Его в земных делах, в судьбе той же России, в судьбе русского человека, который задумывается, как ему жить дальше. Факт есть факт: мыслящие россияне из тех, кому не люб путинизм, обходятся без Бога, без Него, всемогущего. Патриарх, конечно, что-то вещает, но они, судя и по сети, ноль внимания, тем более что вещает он отнюдь не о божественном, а о чём-то, что для Христа было в числе первых пустяков.
В перерывах или в отступлениях стало встречаться и нечто не из философского словаря: "саботаж". Такой образ жизни, оказывается, уже не только прикидывают, но начинают практиковать некоторые политизированные и по-своему практичные люди. Когда мне попалось на глаза это слово, я сразу вспомнил, что оно было первым, которое пришло на ум ленинцам, как только они взяли власть, а некоторые госслужащие предыдущей власти перестали ходить в свои присутственные места, на работу.
Ровно через два месяца после "Победы Октября" пришлось создать карательное ведомство, ставшее с годами известным как КГБ или гэбуха, а сегодня в России – ФСБ. "Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем" – так оно было названо, сокращенно – ВЧК, потом ещё короче – ЧК, чекисты. Я, как видите, ошибся: "саботаж" было не первым словом, а вторым – после "контрреволюции". Потом прибавилось слово "вредительство", близкое к "саботажу" – умышленному неисполнению или плохому исполнению обязанностей должностными и прочими лицами. Плохое, таким образом, почти сразу было приравнено к умышленному.
Доведение до абсурда казённой линии, вышестоящей задумки, намёка
Ленин и Дзержинский, по чьему докладу была создана ВЧК, сами о том не подозревая, угадали главное, что станет сутью социализма до самого его конца. Это вольный, а преимущественно невольный саботаж. Ну, и вредительство, тоже вольное, а чаще невольное со стороны всех без исключения участников строительства рая на земле. Без частника всё пойдёт и будет до конца идти сикось-накось, хоть убейся, будь ты Ленин, Сталин или Горбачёв, а с тобою и все твои подданные. В этом и будет состоять всенародный саботаж, всеобщее вредительство, и ты, Ленин, и ты, Сталин, и ты, Горбачёв, – каждый из вас будет, по меркам твоей же гэбухи, первым и саботажником, и вредителем.
И вот теперь некоторые люди начинают прикидывать уже совершенно сознательно, как, не подвергая себя опасности, саботировать путинизм, как потихоньку вредить ему, уже и без того дающему заметные, очень, я бы сказал, интересные сбои. Избирают сами и предлагают другим такой, например, испытанный способ, как доведение до абсурда казённой линии, вышестоящей задумки, намёка. Уже нет-нет да и вывернут наизнанку то, что можно исказить вроде бы невзначай, от излишнего усердия, за что вас могут разве что пожурить.
В виду вдруг заявленной высочайшей заботы о повышении рождаемости русского человека, выступить услужливым дураком или дурёхой: огласить, к примеру, такую вот программу этого большого дела:
"Идеалом и образцом женщины должна снова стать домохозяйка и мать, а не работающая женщина… Значит, менять женскую психологию придётся весьма радикально. Женщина должна считать замужество и материнство главным делом жизни", для чего "потребуются огромные усилия воспитательной работы и тотальной пропаганды. По всем каналам должны транслироваться только утверждённые принципы и взгляды. При этом должен быть полный запрет на пропаганду противоположный ценностей".
Власть и её советчики всё чаще затрудняются решить, кто в таком вот случае перед ними: сознательный саботажник или не вполне. Намечается знакомая по истории небезобидная путаница. "Зачистить воров и саботажников", ибо "русские – великий народ!" – это тебе, ушлому с-путинцу, легко сказать, но уверен ли ты, что вот-вот не зачистят тебя самого стараниями соперников или просто для галочки?
Анатолий Стреляный – украинский писатель и публицист
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции