Ссылки для упрощенного доступа

Советский Союз наизнанку. Вадим Штепа – о колонизаторах


Вадим Штепа
Вадим Штепа

Состоявшийся в конце октября в Казани 16-й саммит БРИКС оказался крупнейшим международным мероприятием, проведенным в России с начала полномасштабной войны против Украины. В саммите приняли участие представители 36 стран и даже генсек ООН Антониу Гутерриш. Словом, мероприятие было призвано продемонстрировать, что Россия вовсе не находится в международной изоляции, как принято полагать на Западе.

Это чем-то напоминало возвращение в советскую эпоху. Ведь СССР тоже не считал себя находящимся в изоляции от развитых стран, а даже напротив – "лидером мирового прогресса". Но нынешняя версия все же существенно отличается от советской. Уж не говоря о временах перестройки, даже Брежнев не рвал отношения с Западом: можно вспомнить хотя бы его участие в подписании Хельсинкского акта 1975 года. А проект БРИКС сознательно выстроен как геополитическая альтернатива западным странам.

Конечно, ни Китай, ни тем более Индия не заинтересованы в разрыве отношений с Западом: все-таки современный мир уже давно взаимосвязан, по крайней мере экономически. Но не мешает обратить внимание на идейные основы этой организации, которая была создана именно в России в 2006 году. Уже тогда кремлевский режим стал активно продвигать идею "многополярного мира", понимая под ним сотрудничество различных авторитарных режимов.

Разумеется, напрямую это так не называлось, но маскировалось благовидной "антиколониальной" риторикой. Фактически это напоминало возврат к идеологии советских времен, в которой тема "борьбы с колониализмом" всегда звучала громко. Однако постсоветская Россия с ее доктриной "традиционных ценностей" на этом фоне выглядит несколько нелепо, потому что одной из главных этих "ценностей" стало возрождение ее собственного имперского колониализма.

Кремлевская война против Украины носит неприкрыто колониальный характер

СССР считал себя флагманом борьбы с колониализмом, потому что номинально был добровольным договором различных республик. Конечно, российская имперская традиция проявлялась и в советскую эпоху, и поэтому добровольность и договорность чаще всего были совершенно формальными, но тем не менее советские идеологи не могли отрицать этот свой базовый принцип. Даже в конституции СССР было прописано право союзных республик на свободный выход из него – кстати, в РФ ничего подобного нет.

В 2017 году Москва отказалась продлевать договор с Татарстаном, и первый заместитель путинской администрации Сергей Кириенко откровенно заявил: "Российская государственность строится не по договорному типу". Вероятно, не догадываясь, что тем самым он отрицает все основы федерализма. О какой Российской "Федерации" можно говорить, если в ней не предусмотрено межрегиональной договорности? Ну тогда прямо признайте: мы возрождаем Российскую империю.

Татарстан с его отмененным суверенитетом фактически вернулся в статус московской колонии. Большинство налогов республики уходит в Москву, а ее 4-миллионное население (больше, чем в некоторых странах) не может создавать собственные региональные политические партии, которые избирались бы в местный парламент. Поэтому все "антиколониальные" декларации на саммите БРИКС в Казани звучали довольно гротескно.

Впрочем, и у других участников этой организации ситуация с региональным самоуправлением не лучше. Но зато там часто принято критиковать "американский колониализм". Однако губернаторские выборы в США проходят совершенно свободно, и ни один президент не может в них вмешиваться, уж не говоря о том, чтобы "отстранять" или "назначать" губернаторов, как это принято в странах "многополярного мира".

Наконец, кремлевская война против Украины носит неприкрыто колониальный характер. В СССР хотя бы маскировали свои имперские амбиции "исполнением интернационального долга". А тут уже никакого интернационализма – вся военная пропаганда построена на идеях "русского мира" и восстановления "исторической России". Украины как самостоятельного государства с этой точки зрения вообще не существует. В конце концов, даже в советские времена признавали административные границы между РСФСР и УССР. А нынешняя "возрожденная Россия" просто захватывает и объявляет "своими" украинские области.

Так что сегодня мы наблюдаем не просто "возвращение в СССР", как говорят некоторые аналитики, но создание его некой перевернутой версии, при этом зачастую даже более агрессивной, чем предыдущая. Если в позднесоветские времена расхожей была присказка "лишь бы не было войны", то в путинские она сменилась на "можем повторить". В советских детских садах мы были "квадроберами" – одевались на утренниках в зайчиков и мишек, а сегодня детей массово наряжают в красноармейскую форму. При этом базовая советская идея прогресса полностью вытеснена придуманными за последние годы "традиционными ценностями".

Насколько устойчивой окажется эта пародия? Создать из БРИКС аналог СЭВ или Варшавского договора вряд ли получится. Еще раз выступлю в качестве "адвоката дьявола": в советском проекте все-таки был пусть и ложный, но собственный, активный, утвердительный смысл – "мировой социализм". В проекте БРИКС есть смысл только реактивный – "против Запада". А как учит история, реактивные проекты не побеждают.

Вадим Штепа – журналист и политолог, главный редактор журнала "Регион.Эксперт"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции​

XS
SM
MD
LG