Подвешенные к окнам кроссовки, сумки, пустые упаковки от кошачьего корма, утюги и иконы – так выглядят декорации к спектаклю "Я вышел и вернулся не туда", показ которого прошел 19 мая в Петербурге. Это постановка о жизни бездомных, где каждый участник может почувствовать себя актером, соавтором и даже бездомным.
В начале спектакля всем участникам выдают конверты, на которых изображена примерная карта перемещений героя. Внутри – истории бездомных. У каждого из участников она своя, но все так или иначе пересекаются.
"Абраму 52 года. Первую половину жизни он жил в Москве, с треском развелся с женой. Что послужило причиной, не говорит, попытка вывести его на эту тему приводит только к длинному и местами невнятному монологу, суть которого сводится к тому, что "все женщины – такие". Жена и дети со временем переехали в Израиль, и Абрам окончательно потерял с ними связь" – так начинается одна такая история.
Нам близка тема бездомности, потому что мы сами находимся в пограничном состоянии
В конце каждого отрывка герою предлагают подойти к указанному на карте окну и выбрать предмет, лучше всего подходящий к рассказанной истории. На каждом предмете – ярлык. "Вот шнурки. Если они развязаны, завяжи. Если завязаны, развяжи", – написано на ярлыке у кроссовка.
Всего в спектакле девять локаций – окон, к которым привязаны предметы. На одном из конечных пунктов участникам постановки предлагают найти любимые лакомства героев, за которых они играют.
Заканчивается спектакль сценой на кухне "Открытого пространства", где каждый из героев заваривает чай, читает книгу или поливает растения. Здесь же начинается дискуссия – рефлексия о том, какая из сцен запомнилась больше всего, какие эмоции вызвали предметы, с которыми нужно было взаимодействовать, и почему.
Бытует мнение, что бездомные сами выбрали такой путь
Спектакль "Я вышел и вернулся не туда" поставила петербургская арт-группа 12:12. Сделать перформанс на тему бездомности им предложил центр добрососедства "Дом". Изначально спектакль игрался на их площадке, а часть денег с продажи билетов шла на поддержку консультационной службы "Ночлежки". Сейчас авторы проекта отдают "Ночлежке" 30% от выручки.
– Нам интересно работать с темой бездомности, потому что мы находимся в этом пограничном состоянии, – рассказывает независимый продюсер группы 12:12 Анна Сагальчик. – Когда мы прошли тест на индекс уязвимости, он показал нам большую вероятность стать бездомными, так что это какая-то и личная история. Большая часть нашей команды из Беларуси. Мы тут мигранты, у нас нет своего жилья, а работа проектная. Это все индекс тоже учитывает.
По словам Сагальчик, изначально идея проекта виделась в том, чтобы развеять мифы, которые в обществе относительно темы бездомности сформировались. "Есть представление о том, что бездомные сами выбрали такой путь или что они недостаточно сильны и мотивированы, чтобы что-то изменить: кажется ведь, что найти работу так легко", – добавляет продюсер.
Кроме того, с помощью спектакля авторы хотели снять стигму с темы бездомности и показать, что каждый бездомный – это человек со своей историей и практически любой может в какой-то момент оказаться в такой ситуации. "Нужно протянуть руку помощи, а не смотреть на бездомных как на людей, с которыми и так все понятно", – уверена Сагальчик.
Дом там, где я поставила свои тапочки
Создавая спектакль, авторы много общались с обитателями "Ночлежки" и ее сотрудниками. Истории, которые легли в основу перформанса, – реальные, дополненные художественными деталями. Чтобы понять, насколько получившиеся рассказы реалистичны, авторы сначала опробовали их на фокус-группе из бездомных.
Предметы, с которыми посетителям предлагают взаимодействовать, представляют собой, по словам Сагальчик, ассоциации со словом "дом". "Мы думали над тем, что является домом для каждого из нас. Моя подруга, которая много путешествует, например, сказала, что дом там, где она поставит свои тапочки. А для моей мамы дом там, где она ставит свою иконку", – делится продюсер. Так и появлялись предметы, которые являются частью декораций спектакля.
Как только в спектакль добавлялись новые детали, авторы проекта тестировали его на фокус-группах. "Нам было важно, чтобы мы не навешали случайно какие-то ярлыки на бездомных или не травмировали никого невзначай", – объясняет Сагальчик.
Одной из причин, почему тема бездомности все еще покрыта таким количеством стереотипов, эксперты называют отсутствие точной статистики, а в связи с этим непонимание реального масштаба проблемы. По итогам последней переписи населения 2010 года, в России проживает 64 тысячи "бездомных домохозяйств". Ни число их участников, ни пол при подсчете не учитывались. Реальная цифра сильно отличается. В МВД периодически ссылаются на данные от одного до четырех миллионов бездомных. В 2017 году руководитель фракции "Справедливая Россия" Сергей Миронов говорил о 3–5 миллионах бездомных. Как именно были получены эти цифры, не сообщается.