Ссылки для упрощенного доступа

"Суверенное Евангелие". Соцсети о патриархе и смертной казни


Патриарх Кирилл
Патриарх Кирилл

В начале недели активно обсуждались слова патриарха Кирилла о смертной казни:

Встреча прошла в Патриаршем зале Трапезных палат храма Христа Спасителя без участия СМИ, ответы предстоятеля Русской церкви на вопросы собравшихся позднее распространила пресс-служба патриарха.

"Господь Иисус Христос смертную казнь не осуждал, хотя сам незаслуженно претерпел смертную казнь. Конечно, убийство человека в наказание за его преступления – это крайняя мера. И потому идеально было бы, чтобы люди не совершали таких преступлений, за которыми бы следовала смертная казнь. Но Церковь никогда не настаивала на том, что нужно отменить это наказание", – сказал патриарх, отвечая на вопрос о необходимости смертной казни в России.

По его словам, основанием для такой позиции являются слова из Нового завета: "Измите злаго от вас самех" ("извергните развращенного из среды вас", 1 Кор. 5:13). "То есть, если есть человек опаснейший для общества, и если его невозможно никак изолировать, его нужно убрать. Господь не говорит: "убейте его", но "измите злаго от вас самех" <…> Еще раз хочу сказать: церковь никогда смертной казни не осуждала, если смертная казнь осуществлялась по закону, но, конечно, нигде она смертную казнь и не приветствовала", – подчеркнул предстоятель РПЦ.

Прокремлёвские блогеры одобряют.

Борис Рожин:

Свежая мысль на 3-й год войны и активной диверсионно-террористической деятельности против РФ на ее территории. С начала войны пишу, что как минимум на время войны было бы уместно отменить мораторий на смертную казнь и применять ее в отношении организаторов и исполнителей терактов по заданию иностранных спецслужб, а также предателей и коллаборационистов, чья деятельность нанесли серьезный ущерб обществу и государству.
Общественная поддержка возвращения смертной казни имеется. Социология это прекрасно показывает.

После войны, можно опять ввести мораторий. Как собственно после ВОВ при Сталине временно отменяли смертную казнь в 1947 году. Но во время войны смертная казнь более чем уместна.

Сергей Марков:

Эта встреча вызовет взрыв обвинений среди противников России, что Патриарх, глава русской православной церкви, поддерживает войну, причём войну против православного украинского народа.
Это у них такая постоянная пропаганда идёт. На самом деле, СВО не против православного народа Украины, а за православный народ Украины. СВО против оккупации народа Украины со стороны спецслужб США и Британии. СВО против явно сатанинской хунты, которая пытается уничтожить православное христианство на Украине и заменить его искусственной псевдорелигиозной политической сектой под контролем ЦРУ США – ПЦУ.

Сергей Карнаухов:

Удивительно, насколько глубоко и точно видит время наш Святейший Патриарх. Все его оценки и обращения к государству, это призыв к жесткому и действенному отпору, к выполнению своего ДОЛГА перед Богом и людьми. Порою мне кажется, что Патриах все больше становится похожим на святого Ермогена. Кстати, сегодняшний праздник, это праздник и Его мученнического подвига. И какие нам достались с 90-х кисельные либералы, чванливые, вороватые и безвольные.

А вот и комментарии "кисельных либералов".

Михаил Виноградов:

Патриарх заявил о допустимости смертной казни.
Это разумно. Время такое, про избыточный догматизм – удел лузеров.
Ждем новостей про "не прелюбодействуй".

Александр Невзоров:

Уже известно, что Гуня – двоечник по истории, библеистике, христианскому богословию, по физике, химии, биологии, генетике. Во всех этих дисциплинах познания патриарха на уровне первоклассника.
Его никто за язык не тянет, но
тем не менее, завернувшись в три кв.метра золотой парчи и смешной колпак с брюликами – Гуня не упускает случая, ляпнуть какую-нибудь глупость.
При этом забавный старикан напускает на себя невероятную важность.
Сегодня патриарх-двоечник опять отличился.

Анна Берсенева:

Оказывается, евангельское "Измите злаго из вас самех" означает не изоляцию преступника от общества, как понимает эти ясно написанные слова каждый грамотный человек, будь он верующий или атеист, – а одобрение смертной казни.
Хорош предстоятель у РПЦ. Впрочем, он и нападение на Украину одобрил, и бомбежку детской больницы, и что только не. И одобрит вместе со своим начальством любое зло. Начальство же у него отнюдь не на небесах, а по основному месту долгой верной службы.

Андрей Кураев:

Гундяев чувствует, что Путин скоро восстановит смертную казнь. И старается угодить.
А еще апостолы не осуждали тяжелые наркотики. И ни слова не сказали против пыток. Нет их текстов с осуждением военной агрессии вообще и современного им покорения Британии в частности. Означает ли это, что все эти деяния совместимы с Нагорной проповедью?

Андрей Никулин:

Коментарий к подобному может быть только один – "Не убий".
Но, похоже, времена изменились и тезисы двухтысячелетней давности, Нагорной проповеди больше не актуальны.

Ждем теперь новую, "суверенную" редакцию Евангелий.

Николай Подосокорский:

Не только не осуждала, но порой и сама же ее активно продвигала.

Вспомним, что именно православные иерархи чуть более тысячи лет назад убедили князя Владимира Святого (ох уж это созвучие имен!) восстановить смертную казнь в государстве.

Анатолий Несмиян:

Строго говоря, наличие смертной казни (причем даже неважно – формальной процедуры или убийства, которое неформально институционализировано) – это показатель крайнего неблагополучия общества и дикости власти. Смертная казнь – это один из вариантов "ручного управления", то есть – несистемный подход к решению проблемы, которая системно в данных условиях не разрешается.

У смертной казни есть особенность, выделяющая ее от любых иных мер наказания – ее необратимость. Поэтому судебная ошибка не может быть исправлена после приведения приговора в исполнение. Точно так же убийство (или как любят говорить спецслужбы – ликвидация, нейтрализация) противника, в том числе политического – это тоже показатель неспособности решить проблему с ним каким-то иным путем.

Оговорюсь – здесь речь не идет о критических ситуациях, когда кто-то сам берет в руки оружие и представляет угрозу для жизни окружающих. В этом случае человек принимает на себя риск быть убитым в ходе устроенного им кризиса. Но в остальных случаях убийство даже по приговору суда – это прежде всего приговор самой системе законного государственного насилия. Оно должно иметь пределы, причем эти пределы обязаны носить обратимый характер.

Человеческое общество развивается (хотя медленно, тяжело и с откатами) в сторону гуманизации. Попытки вновь вернуть его к дикости, конечно, неизбежны, но смысл развития – перестать быть животным, для которого убийство не является чем-то предосудительным. Любые обоснования применения смертной казни – это попытки вернуть нас обратно в животное состояние.

Кирилл обслуживает интересы власти, а власть в России на сегодня – банкрот. Для нее введение смертной казни – это попытка как-то усилить развязанный в стране террор, который требует постоянного наращивания своего уровня. Хотя, стоит отметить, что власть и опасается вводить смертную казнь, так как очень быстро перейдет к процессу самоуничтожения. На "обычных" людей им, безусловно, наплевать, но вот риски самим попасть под расстрельные статьи для правящей знати очень серьезно возрастут. Это, пожалуй, и есть сегодня ключевой тормоз для принятия этого решения.

Церковь объясняет, что все всё не так поняли.

Владимир Легойда:

По итогам вчерашней встречи Патриарха Кирилла с участниками программы "Время героев" некоторые СМИ вышли с заголовками, из которых можно сделать вывод, что Предстоятель чуть ли не поддержал смертную казнь. Разумеется, этому было придано в том числе скандальное измерение. Особенно теми, кто использует любую возможность, чтобы распространять ложь о Церкви. Но позиция Церкви неизменна и ясна. В эпоху интернета это легко проверить. Открываем Основы социальный концепции Русской Православной Церкви (приняты Архиерейским Собором в 2000 году) и читаем:

"Особая мера наказания – смертная казнь – признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания. Более того, христианское нравственное влияние воспитало в сознании людей отрицательное отношение к смертной казни. Так, в России с середины XVIII века до революции 1905 года она применялась крайне редко. Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью – именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания". (глава IX. Преступность, наказание, исправление)

Однако Церковь всегда приветствовала мораторий на смертную казнь, в том числе как возможность пастырской работы с теми, кто осуждён на пожизненные сроки.

Николай Митрохин:

Заявление Кирилла о том, что он лично не против смертной казни – не заявление РПЦ (она по такому вопросу решений не принимала), а либо очередная попытка напомнить о себе и заодно вновь вывалить свой внутренний адок наружу (дедушке всё неймется выглядеть "крутым" и пребывать в фокусе медиа, которые последнее время о нём подзабыли), либо попытка перебить медийный эффект от письма 30 архиереев УПЦ потребовавших от Московской патриархии перестать вмешиваться в её внутренние дела. На прошлой неделе Синод РПЦ снял (не имея на то право) с кафедры митрополита Донецкого УПЦ Иллариона и заменил его на российского архиерея.

XS
SM
MD
LG