Хедлайнеры сто девяносто четвёртого выпуска подкаста и радиопрограммы "Музыка на Свободе" – музыканты, почти что в незапамятные времена работавшие в жанре "британской экзотики", вот бы ещё узнать, что это такое. Рок-критик Артемий Троицкий достаёт из бабушкиного сундука самые невероятные тропические наряды.
Сначала небольшое лирико-концептуальное отступление. Как нетрудно заметить, контент "Музыки на Свободе" имеет явный "альтернативный" уклон; музыка лёгкая и развлекательная в моём подкасте в дефиците. Ответственно заявляю: это связано не с тем, что я в принципе не люблю "поп" и навязываю свои сумрачные вкусы, а с тем, что современная "хитовая" музыка, как правило, крайне низкого, на мой взгляд, качества. Конечно, случаются исключения из общего мутного потока, то Эми Уайнхаус, то Лорд, то Билли Айлиш... Но они, с одной стороны, очень редки, а с другой – и так у всех на слуху. Поэтому нехватку витамина "поп" в своём эксцентричном конферансе я стараюсь компенсировать за счёт эстрадной музыки тех времён, когда она была по-настоящему талантливой, весёлой и трогательной, будь то французские песенки "йе-йе", японский "сити-поп", итальянский "бит" или как сегодня...
Климат в Британии промозглый. В наши дни миллионы англичан и шотландцев хотя бы частично компенсируют родную мглу за счёт безудержного туризма на дальние острова, а в 1950-е и 1960-е ни уровень жизни населения, ни отсутствие инфраструктуры такой роскоши не позволяли. Приходилось довольствоваться сладкими миражами: скажем, я уверен, что феноменальный успех фильмов про Джеймса Бонда был обусловлен не только пресловутыми "стрелялками", но и роскошным карибско-средиземноморско-тайским антуражем. Из этого же ассортимента – популярнейшая в то время музыка в стиле exotica или tiki.
Самые известные экзотик-музыканты (Эскивель, Мартин Денни, Артур Лайман) базировались в Америке, но Британия не сильно отставала, тем более что там свежа ещё была память о славе империи и заморских владениях. Темы тропических пляжей, восточных базаров и знойных джунглей были востребованы и у свинговых оркестров, и у джазовых комбо, и у эстрадных звёзд. Уже в наши дни известный диджей и поп-архивариус Мартин Грин составил три тома "избранного" из этого материала и назвал их "Бриткзотика!" Почти все представленные на компиляциях артисты, пик карьеры которых пришёлся на конец 1950-х и самое начало 1960-х годов, были начисто смыты "битловской" волной и сегодня не забыты разве что долгожителями. Мало что знаю об этих певцах и певицах и я, поэтому комментарии будут лаконичными.
Лин Корнелл танцует "Африканский вальс"
Первый сборник называется "Примитивный поп и дикарский джаз". Отсюда я выбрал "Африканский вальс" (1961) в исполнении Лин Корнелл из Ливерпуля. Ровесница Джона Леннона, она была участницей вокального трио Vernon Girls.
Странную и загадочную "Поинсиану" (1962) поёт шотландский тенор оперной школы по имени Аллан Брюс.
Beverly Sisters шутят насчёт сфинкса
Второй сборник имеет ориентальный уклон и называется "Персидский поп и джаз из Касбы". Здесь мне больше всего понравилась шуточная, как тогда говорили, песенка "Сфинкс ничего не скажет" (1961); поют сёстры Беверли. Лондонское поп-джазовое вокальное трио, основанное ещё в 1944 году, они копировали знаменитых американских Andrews Sisters.
Ted Heath ft. Kenny Graham с композицией Haitian ritual
На третьем сборнике, "Тропическая Бриткзотика: Полинезийский поп и тихий джаз", имеется инструментальная пьеса в исполнении самого известного английского джаз-оркестра Теда Хита с солистом-саксофонистом Кенни Грэмом. Называется "Гаитянский ритуал" (1955). Оркестр записал более ста альбомов и имел несколько британских хитов "номер один" в 1950-е годы. Умер Тед Хит в 1969 году в возрасте 67 лет. Саксофонист Грэм пережил его почти на 30 лет. А гаитянский ритуал "вуду" вдохновил ещё немало больших музыкантов.
"Британская экзотика" сошла на нет под напором рока и больше никогда не возрождалась на холодных островах, хотя расслабленную и солнечную музыку реггей, триумфальное шествие которой по миру началось, как известно, с Англии, можно в каком-то смысле считать продолжением истории тропической мечты промокших и замёрзших.
Плей-лист 194-го выпуска "Музыки на Свободе":
1. Khruangbin (USA). Connaissais de face, LP Mordechai
2. Khruangbin & Leon Bridges (USA). Texas Sun, EP Texas Sun
3. Девушкин Сон (Россия). Море, LP Мой Байконур
4. Ekiti Sound (Nigeria). A Song For Lara, LP Abeg No Vex
5. Guitar Wolf (Japan). Girl Boss Of Paris, LP Love & Jett
6. Lyn Cornell (UK). African Waltz, LP Britxotica! Primitive Pop & Savage Jazz
7. Allan Bruce (UK). Poinciana, LP Britxotica! Primitive Pop & Savage Jazz
8. Beverly Sisters (UK). Sphinx Won’t Tell, LP Britxotica! Persian Pop & Casbah Jazz
9. Ted Heath ft. Kenny Graham (UK). Haitian ritual, LP Tropical Britxotica! Polynesian Pop & Placid Jazz
10. Josefin Ohrn & The Liberation (Sweden). Desire, LP Sacred Dreams
11. Nev Cottee (UK). Hello Stranger, LP Rirer's Edge
12. Miss June (New Zealand). 2 Hits, LP Bad Luck Party
13. Companhia do Canto Popular (Portugal). Rap lenga, LP Rebento
14. HXXS (USA). Learner, LP Year of The Witch
Подписывайтесь на подкаст "Музыка на Свободе" на сайте Радио Свобода
Слушайте наc на APPLE PODCASTS – GOOGLE PODCAST – YANDEX MUSIC