Одна из важнейших новостей недели – крушение иранского правительственного вертолёта на границе с Азербайджаном. В катастрофе погибли президент и министр иностранных дел Ирана.
Гибель Ибрахима Раиси, разумеется, сразу обросла конспирологическими интерпретациями.
В расследовании смерти президента Ирана Эбрахима Раиси (мои глубокие соболезнования иранскому народу), как и в деле о покушении на премьер-министра Словакии Роберта Фицо, версия причастности американских спецслужб должна быть доминирующей. И очень важно тем, кто вступил в борьбу с США, избавляться от американской и вообще западной техники в стратегических вопросах. Разбившийся вертолет был американским и немного подкрутить ему систему навигации в плохую погоду труда не составляет.
Последние громкие новости всё больше походят на сценарий голливудского фильма. Покушение на премьера Словакии и гибель президента Ирана отдают знакомым стандартом "фабрики грез". Режиссеров и сценаристов этого "политического триллера" выдают фирменные повороты сюжета.
По законам жанра все выводы в этом кино делаются без суда и следствия. Сначала в русскоязычной "Википедии" заранее появляется дата смерти Раиси, понятно чьими руками написанная. Затем журналист немецкого BILD случайно оказался пилотом-любителем и по фото обломков определил, что вертолет был старый и сломанный. В это время в западных СМИ выходят заготовленные статьи "Тегеранский мясник" и "Кем на самом деле был президент Ирана?".
Съемочные площадки меняются, а технологии все те же – с дешевой бутафорией, микрофонами в кадре и киноляпами в каждом сцене. Западные киноделы желают приятного просмотра, кинокритики приготовились рукоплескать. А что скажет на это кино Иранский зритель?
Покушение на Фицо, угрозы Вучичу, гибель Раиси…
Ну да, ну да, просто совпадение.
Немного о трагических случайностях
⚡️18 мая 2024 года.
Дружественные страны БРИКС намерены ввести единую валюту с тем, чтобы избавиться от зависимости от американского доллара (с) замглавы МИД Ирана по политическим вопросам Али Багери Кани
⚡️19 мая 2024 года.
Крушение вертолета с президентом Ирана Раиси и главой МИД.
Впрочем, есть и попытки найти другие причины.
Люди, достигающие высокого положения, иногда (а, возможно, и часто) начинают верить в свое бессмертие и неуязвимость. Поэтому перестают адекватно воспринимать риски.
Три катастрофы в тумане – Лебедя, Качиньского и теперь Раиси – могли и не произойти, если бы пилотов не заставили идти на бессмысленный риск. Но они произошли. Хотя несколько часов задержки точно не стоят нескольких жизней.
Пишут, что разбившийся вертолет президента Ирана был непригоден к полету в сложных метеоусловиях – в том числе из-за санкций, под которыми давно находится Иран и которые запрещали поставку в страну авиатехники и деталей к ней.
Как говорил классик, "его пример – другим наука". Спустя несколько лет в похожей ситуации может оказаться руководство РФ, еще одной страны под санкциями. И чем скорее, тем лучше для всего мира.
Привет всем любителям смеяться над санкциями!
В соцсетях обсуждают, как на смерть президента реагирует мировое сообщество, затем это обсуждение переходит в разговоры о будущем Ирана.
Невозможно уже смотреть, как западные политики и чиновники выражают свои соболезнования по иранскому упырю. Ау, вы лучше народ Ирана пожалейте, чем горстку кровавых мерзавцев! Путина тоже жалеть будете?
Смерть диктатора – всегда праздник. Даже если он не обладал всей полнотой власти, а был лишь частью тоталитарного аппарата. Гибель президента Ирана Раиси, разбившегося на вертолёте, стала радостным событием для самих иранцев, как внутри страны, так и за её пределами, ведь “тегеранский мясник” имел прямое отношение к казни тысяч политических заключённых.
Во-первых, этот человек был одним из главных организаторов резни, которую устроил в 1988 году готовившийся к переходу в иной мир основатель исламской республики аятолла Хомейни. Тогда было казнено несколько десятков тысяч противников режима – тех, что когда-то вместе с муллами свергали шаха, а потом ушли в оппозицию к победителям. Работавший в тот момент заместителем столичного прокурора Раиси получил за свою активную роль в тех убийствах прозвище "тегеранский мясник".
Во-вторых, на пост президента Раиси избрался в качестве кандидата от ультраконсерваторов, который тут же, причём в крайне агрессивной форме, приступил к закручиванию гаек в области "нравственности". Как известно, последняя в понимании реакционеров сводится к сбережению установлений прошлого и соблюдению внешних приличий. "Распустившиеся" при предыдущем – более либеральном – президенте иранские женщины вынуждены были снова прятать выбивающиеся из-под платка волосы и вытягиваться во фрунт перед полицией нравов – так словно на дворе был не XXI век, а XVI столетие.
Именно этот курс Раиси привёл к восстанию жителей страны, свидетелями которого мы стали полтора года назад. При подавлении протеста были убиты сотни людей, причём казни ещё не завершены: людей продолжают публично вешать, в том числе и на подъёмных кранах – чтобы издалека видно было.
Российская пропаганда сейчас, конечно, поднимет вой по поводу "павшего героя и патриота", вот я и решил добавить вам подробностей – чтоб вы эту фигуру себе получше представляли.
Кстати, я бы не исключал, что на самом деле Раиси пал жертвой внутренних разборок. Верховный правитель Хаменеи там на ладан дышит, и "тегеранский мясник" в качестве преемника не всех устраивает – в том числе и в консервативном лагере. Говорят, что унаследовать место папы хочет один из его сыновей – Моджтаба, – да и другие желающие есть.
А то, что человеческую жизнь эти люди ценят не дороже медного динара, мы хорошо знаем.
Однако, смерть Раиси, "тегеранского мясника" (см.), мало что меняет – правит Ираном т.н. "духовный лидер", аятолла Хаменеи, а с ним все в порядке, кроме возраста. Тот еще идейный упырь. Впрочем, возможно, будет некоторая внутренняя свара, потому что покойный людоед был одним из главных кандидатов на замещение вакантной должности после того, как нынешний аятолла отъедет на свою сковородку.
В смысле, некоторое время им там будет не до внешней политики, что неплохо.
Даже, если в результате расследования будет объявлено о несчастном случае – и недоверие, и подозрительность в элитных кругах останутся. И помножатся на необходимость перестановки во власти и перераспределение постов, в том числе и двух главных – президентского и потенциально открывающегося в недалеком будущем "духовнолидерского".
Пока можно сказать, что лето в Иране вряд ли будет стабильным и спокойным и страна, постепенно, вступает в новый этап нестабильности, который может закончится как пересборкой режима вокруг победившего, в итоге, клана, так и совсем неожиданными на данный момент сценариями. Фактически, перед нами калейдоскоп с очень большой вариацией комбинаций, оценивать и рассматривать которые стоит начинать только спустя некоторое время. Когда туман над местом катастрофы несколько рассеется, а основные участники определятся с позициями и дальнейшими действиями.
Вообще в Иране уже была подобная ситуация, когда в 1981 г. с перерывом в три недели террористы устроили две атаки сначала на правительство премьера Раджаи, а дальше на правительство премьера Бахонара. Тогда система справилась с проблемой, был выбран новый президент Али Хаменеи, который пробыл президентом два срока. А с 1989 г. стал Верховным руководителем. Так что некоторый опыт решения такого рода проблем у иранской системы власти есть.
Иногда можно проснуться утром и обнаружить, что вокруг полный транзит. Интересная такая пугалка для русских элит прилетела с гор под Тебризом. Конечно, не надо переоценивать: Раиси – это не несущая конструкция. Если сравнивать с сегодняшней Россией, то это вроде как Володин с Мишустиным собрались на одном вертолете. Если с Россией будущего, то это вроде как при Путине – председателе Госсовета навернулся самолет с Дюминым. Потрясывает, но не сотрясает. Хотя, если конструкция гнилая, то трещины могут и до фундамента пойти. Выводы, тем не менее, умные сделают: закладываться опасно, лучше прокладываться. Никогда не знаешь, кто, где и когда напустит в России тумана.
Иранская политическая система гораздо лучше готова к гибели президента, чем российская. Президенты у них исправно меняются каждые восемь лет, и гибель одного не должна поколебать основы политического режима. Более того, и выборы проходят в условиях некоторой конкуренции (тот же Раиси с первого раза не смог избраться на этот пост), и даже иранские СМИ проводят кое-какие политические расследования (например, писали, что Раиси не имеет право носить звание аятоллы, и тот вынужден был от него отказаться). В общем, по части демократии мы, кажется, проигрываем уже даже Ирану. У нас, правда, на кранах пока не вешают, но еще не вечер.
Конечно, иранского президента сравнивать с российским все-таки некорректно – у них-то главой государства является Верховный лидер. Но и его неожиданная гибель не должна была бы оставить страну без власти – во-первых, есть еще и президент, а во-вторых, есть процедура выборов нового Верховного лидера советом религиозных "экспертов". В России же есть только Путин и, как мудро заметил Вячеслав Володин, пока есть Путин, есть и Россия. А когда не станет Путина – то черт его знает, как оно всё обернется.
У иранского народа восхитительная культура – чего только стоит музыка до революции, они даже кино умудряются снимать крутое при этой безумной диктатуре, потом правда все равно приходится уезжать. Эти люди заслуживают свободы и Россия нормального человека сама бы обложила данный режим санкциями и помогала бы устроиться у себя людям, которые бегут от бесконечных репрессиий. На это какой-нибудь путинист может сказать, что дела обстоят иначе, нужно исходить из сегодняшних интересов своей страны – может во власти там дикари, но нас это спасает по многим фронтам, а это важнее. Тут можно в очередной раз напомнить, что если вам приходится оправдывать какое угодно людоедство, то ваша позиция не может быть правильной. Остается лишь пожелать и другим лидерам иранского режима успешных полетов в ближайшем будущем.