Ссылки для упрощенного доступа

У полисмена сдали нервы. Андрей Мальгин – о запрете YouTube


Путинский режим начал ограничивать доступ к YouTube. Причем признался в этом не сразу. Сначала, когда пошли сообщения о "замедлении", пользователям объясняли, что виной тому изношенность оборудования, которое принадлежит "Гуглу" и которое "Гугл" обслуживать и тем более заменять в условиях санкций отказался. Затем представители власти неожиданно признались: да, мы замедляем сознательно, поскольку хотим вынудить пользователей, столкнувшихся с трудностями, переходить на российские видеосервисы. Наконец, YouTube просто перестал открываться у целых категорий пользователей: то у владельцев домашнего интернета, то на смартфонах, то на телевизорах со смарт-функциями. И в какой-то момент стало ясно: YouTube вот-вот в России не будет.

Слухами земля полнится. Говорят: сейчас они закончат с ютьюбом, следом у них ватсап на очереди. Почту оставят только на мейл.ру. Любой телефонный звонок, любой коммент в интернете будет деанонимизирован. Ну, мол, будет как в Китае.

YouTube до нынешних событий считался самым посещаемым в РФ ресурсом. В прошлом году в стране его ежемесячная аудитория составляла 96,1 миллиона пользователей. Тем не менее они подняли на него руку. Интересно посмотреть на новую статистику.

Интернет будут активно обрезать и кромсать

Похоже, что там, у Путина, внимательно наблюдают за общественной реакцией и пришли к выводу, что население стерпит все, так что теперь дела пойдут быстрее. Интернет будут активно обрезать и кромсать, невзирая на популярность того или иного ресурса. А популярность YouTube основывалась вовсе не на политическом контенте, который в общем трафике занимает достаточно скромное место. Детские мультики, юмористические ролики, музыкальные клипы и советы по хозяйству не сравнимы по числу просмотров с любым оппозиционным каналом. Специалисты говорят: политический контент (включая пропутинский) в русскоязычном ютьюбе – это 5 процентов. С помощью ютьюба люди изучали языки, готовились к школьным и вузовским экзаменам, садились на диету и обменивались кулинарными советами, занимались спортом и воспитывали детей.

Теперь пользователям придется искать все это на "VK Видео". Что-то найдут, что-то нет. Пока что ассортимент бедноват. Но зато обнаружатся и свои плюсы: "VK Видео", в отличие от YouTube, не соблюдает DMCA (Digital Millennium Copyright Act – Закон об авторском праве в цифровую эпоху), поэтому там полно пиратской продукции. Есть там и порно, которого на ютьюбе не было.

Ха-ха-ха, смеются умники, ставьте VPN и смотрите YouTube, как и раньше. Умники не верят, что о существовании VPN знает не больше 1 процента российских пользователей.

А еще умники удивятся, что в Китае, где YouTube запрещен давным-давно, легально работают VPN-сервисы, с помощью которых преодолевается знаменитый Великий Китайский файрвол и теоретически открывается доступ к любой запрещенке. Тем не менее китайцы ютьюбу предпочитают свои родные Youku, Tudou или Bilibili. Они предустановлены в смартфонах и телевизорах и полностью покрывают потребности обычного потребителя.

Китай как пример для подражания не очень годится. Во-первых, VPN там не очень популярны, потому что почти все они платные. Во-вторых, они вполне легальны и зарегистрированы где надо (бесплатные и незарегистрированные тут же обнаруживаются органами и блокируются). Вот иностранцы – да, они поголовно сидят на VPNах, поскольку привыкли к своим сервисам. А зачем китайцу Google, если у него есть Baidu?

В прошлом году число пользователей интернета в Китае перевалило за миллиард, но какая часть из этого миллиарда посещает запрещенные в стране ютьюб, инстаграм, википедию, скайп или гугл, никто не знает. Считается, что незначительная. Потому что, повторяю, в Китае всему перечисленному есть полноценные национальные аналоги.

Надеяться, что, запретив YouTube, они будут смотреть сквозь пальцы на VPN, было бы наивно

А вот в России, где в создание "своей" википедии и "своего" ютьюба вбуханы миллиарды, ничего толкового пока что не создано, и вряд ли на это можно надеяться в ближайшей перспективе. Гонения режима на YouTube напоминают скорее фальстарт: у полисмена сдали нервы и он шарахнул гражданина дубинкой по голове до того, как подъехал автозак.

Ясно, что путинский режим будет всячески затыкать и цементировать любые источники правдивой информации. Но так как он до сих пор не предложил пользователям полноценную замену, вода всегда дырочку найдет. Поэтому VPN, который не вызывает у китайских властей особых забот, для властей российских будет как кость в горле.

Стоит напомнить, что VPN-сервисы, с помощью которых можно посещать запрещенные ресурсы, запрещены в России с 2020 года. А с 1 марта этого года в России вступил в силу законодательный запрет на популяризацию VPN. Что понимать под "популяризацией", Роскомнадзор пока не разъяснил, и судебной практики пока нет. Но она, конечно, будет. Не преследуют пока и пользователей VPN, но это тоже вопрос времени. Всех, конечно, не пересажают, но рандомные репрессии при Путине всегда дают эффект.

В контексте дискуссии о судьбе VPN многие вспоминают хрущевско-брежневские времена, когда вражеские "голоса" глушили, но за прослушивание не сажали. Я тоже не припомню случаев уголовного преследования за прослушивание радио. Разве что вы распечатаете текст радиопередачи, размножите и начнете распространять, тогда да. Но так ведь и за "фейки об армии" тогда не сажали, и за оскорбление чувств верующих, и много еще за что. А сейчас сажают. Режим уже давно не похож на советский застой. По своей свирепости он приблизился к сталинскому периоду. Надеяться, что, запретив YouTube, они будут смотреть сквозь пальцы на VPN, было бы наивно.

Китайский опыт им ни к чему. Они идут своим путем.

Андрей Мальгин – журналист и блогер

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода

XS
SM
MD
LG