Тринадцать граждан Черногории, России и Сербии, обвиненных в подготовке государственного переворота в день выборов в Черногории в 2016 году, были оправданы 12 июля по всем обвинениям Высоким судом этой балканской страны. Это стало последним поворотом в семилетнем расследовании обвинений -- после заявлений властей Черногории, что ими сорван заговор с целью помешать вступлению Черногории в НАТО.
Прокуроры утверждали, что организованный Россией заговор включал планы нападения на парламент и убийства давнего лидера и тогдашнего премьер-министра Мило Джукановича.
Но по окончании повторного судебного разбирательства, проведённого в 2021 году, коллегия из трех судей решила, что "нет доказательств того, что обвиняемые совершили преступления", поэтому они оправданы, заявил председатель суда Зоран Радович.
Ожидается, что Специальная прокуратура будет обжаловать оправдательные приговоры.
Среди обвиняемых -- нынешний спикер парламента Черногории Андрия Мандич, а также два других высокопоставленных члена пророссийской правой популистской партии "Демократический фронт".
Двое россиян, осужденных заочно, были обвинены в организации и финансировании предполагаемой попытки государственного переворота. Отставной командир сербской полиции и семь других граждан Сербии были арестованы в день выборов более семи лет назад.
Первоначальное решение суда, принятое в мае 2019 года по обвинениям в терроризме, привело к обвинительным приговорам и 70 годам тюремного заключения для обвиняемых. В 2021 году это решение было отменено.
Россия сопротивляется призывам выдать предполагаемых заговорщиков Эдуарда Сисмакова и Владимира Попова.
11 июля судья Радович заявил, что для признания человека виновным, нужно быть уверенным в фактах. Но такой уверенности, по словам судьи, нет.
Зоран Радович также заявил, что оружие, предположительно подготовленное для попытки государственного переворота, "никогда не ввозилось в Черногорию, оборудование, которое должно было использоваться для принудительного проникновения в Ассамблею, не было ввезено в Черногорию, а утверждение о том, что специальные подразделения должны были стрелять в черногорскую полицию, не было доказано".
Ни специальные прокуроры, ни обвиняемые не присутствовали при объявлении оправдательного приговора.