Казахстан: череда таинственных смертей силовиков
В Казахстане за последние сутки при различных обстоятельствах скончались сразу трое высокопоставленных представителя МВД и Комитета национальной безопасности страны (КНБ).
В Таразе (бывший Джамбул) найдено тело начальника Департамента полиции Жамбылской области Жаната Сулейменова. Казахстанские СМИ пишут, что он покончил с собой. Официального подтверждения информации о суициде нет.
Ранее в понедельник был найден мертвым во дворе своего дома полковник КНБ Азамат Ибраев. Сообщается также о смерти от инфаркта «на рабочем месте» заместителя начальника управления полиции Турксибского района Алматы Таната Назанова.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев назвал последние события в стране, когда на фоне массовых протестов в ряде городов начались беспорядки с применением оружия и человеческими жертвами, "попыткой государственного переворота".
Об этом Токаев заявил в понедельник на онлайн-саммите ОДКБ. Военный контингент этой организации, основу которого составляют российские военнослужащие, сейчас находится в Казахстане по запросу Токаева.
Владимир Путин на онлайн-саммите ОДКБ заявил об использовании в Казахстане "майданных технологий" и о попытке реализовать "сценарии цветных революций".
По словам Путина, произошедшее – "не первая и не последняя попытка вмешательства извне в дела наших государств".
О том, что протесты в Казахстане организованы "внешними силами" практически с самого их начала говорят и сами казахские власти – по-прежнему отказываясь уточнять, о каких именно силах идет речь.
Российский президент во время своего выступления также сказал, что войска ОДКБ останутся в Казахстане "столько, сколько нужно".
Где Викрам Рузахунов?
Достоверной информации о судьбе киргизского джазового музыканта, которого задержали во время гастролей в Казахстане и выдали в телесюжете казахского ТВ за одного из погромщиков и мародеров, по-прежнему нет.
Утром в понедельник сообщалось о его освобождении и о том, что Рузахунов направляется в Кыргызстан. Его родственники пока не подтверждают это.
Киргизские журналисты нашли родственников Закира Убурова, за которого пытались выдать музыканта казахские власти. Они говорят, что Убуров уже около года он живет и работает в Алматы. 7 января он отправился в Кыргызстан к родным, но его задержали на блокпосту, о чем он успел сообщить семье. Больше на связь Убуров не выходил. На видео казахского телевидения, по словам родных, был показан другой человек.
Родственники оппозиционного активиста и журналиста Махамбета Абжана не могут найти его уже пять дней.
Как сообщает Радио Азаттык, Казахстанская служба Радио Свобода, в ночь на 5 января к Абжану пришли сотрудники полиции, но ему удалось покинуть дом.
"Он ни с кем не контактировал. Мы ничего не знаем, мы просто ждем. Боюсь комментировать, но могу точно сказать, что не знаю, где он. Слава богу, плохих новостей не было. Ждем", – говорит жена Махамбета Абжана Гульзира Дуйсембаева.
В 2017 году Абжан был приговорен судом к 3,5 годам тюрьмы по обвинению в мошенничестве. Он считал дело сфабрикованным и расценивал его как месть за свою политическую деятельность.
Российские авиакомпании возобновляют продажу билетов в Казахстан
Ранее продажи были приостановлены из-за нестабильной ситуации в стране и разгрома мародерами аэропорта Алматы.
На сайте авиакомпании S7 уже можно купить билеты в Усть-Каменогорск, но в Алматы пока улететь не получится – аэропорт по-прежнему закрыт на неопределенный срок.
Жители Новосибирска записали видеообращение к мировому сообществу "от имени всех граждан России, выступающих против ввода российских войск в Казахстан".
Как сообщают Сибирь.Реалии, авторы обращения уверены: мирные протестующие в Казахстане "не являются террористами".
В съемке видео участвовали девять человек, среди которых пианист Тимофей Казанцев, бывший глава фонда "Мы против коррупции" Виктор Сорокин, активисты Андрей Кайгородцев, Рашид Заманов и Александр Абросов. Обращение было смонтировано в двух вариантах: на русском языке с английскими субтитрами и с переводом на английский язык.
Музыкант Викрам Рузахунов вернулся в Кыргызстан
Рузахунов записал видеообращение, в котором он благодарит власти Кыргызстана за помощь в его освобождении.
Ранее Рузахунова показали в сюжете казахстанского государственного телевидения, где его назвали другим именем. На видео музыкант со следами побоев признавался в том, что якобы участвовал в беспорядках за вознаграждение в 200 долларов США.
В первом интервью после возвращения в Кыргызстан Викрам Рузахунов рассказал, что специально оговорил себя.
По словам музыканта, признаться в участии в протестах ему посоветовали сокамерники – по их словам, это могло помочь ускорить процесс депортации на родину. Рузахунов также заявил, что его "никто не пытал", а синяки и раны на лице он получил при задержании "военными".
ООН "обеспокоено" использованием "голубых касок" казахстанскими военными
Пресс-секретарь Организации Объединенных Наций 10 января подтвердил Радио Свобода по электронной почте, что вооруженные люди в голубых касках миротворцев, замеченные на фотографиях из Казахстана, не являются частью какой-либо миротворческой миссии ООН, заявив, что организация передала свою "обеспокоенность" в связи с этим вопросом постоянному представителю Казахстана в ООН.
Фотографии военных в "голубых касках" с надписью UN в центре Алматы ранее опубликовал казахстанский журналист Владимир Третьяков.
В казахстанской армии действительно есть подразделение миротворцев, которые прошли обучение под эгидой ООН, но использование касок или шевронов с символикой организации разрешено только в рамках санкционированных ООН миротворческих миссий.
Представитель Министерства обороны Казахстана также подтвердил Радио Свобода, что на фото – бойцы казахстанского батальона миротворцев. По его словам, половина казахстанского миротворческого корпуса сейчас находится в Ливии, остальные были привлечены после протестов для "охраны стратегических объектов, аэропортов и правительственных зданий".
Эрик Дэвид, профессор Свободного университета Брюсселя, эксперт по международному гуманитарному праву и операциям по поддержанию мира, рассказал Радио Свобода, что несанкционированное использование формы и символики миротворцев ООН, которое повлекло за собой смерть или серьезные ранения, может быть расценено как военное преступление – но только в том случае, если речь идет о международном конфликте. По его словам, использование "голубых касок" казахстанскими военными могло быть вызвано банальной нехваткой экипировки в условиях массовой мобилизации сил, направленных на подавление протестов.
Нарукавные шевроны с символикой ООН были также замечены на форме прибывших в Казахстан белорусских военных.