"Яндекс" окончательно сменил владельцев. 15 июля зарегистрированная в Калининграде Международная компания публичное акционерное общество (МКПАО) "Яндекс" сообщила, что зарегистрированная в Нидерландах компания Yandex N.V. завершила продажу российского бизнеса "Яндекса" и окончательно вышла из состава акционеров группы.
Основным владельцем МКПАО "Яндекс" является закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ) "Консорциум.Первый". Его пайщики – оставшиеся в России менеджеры "Яндекса", "Лукойл", структуры Владимира Потанина и несколько российских венчурных инвесторов.
Акции Yandex N.V. перестали торговаться на Московской бирже. Вместо них с 24 июля откроются торги акциями МКПАО "Яндекс". До конца июля Yandex N.V. прекратит использовать бренды "Яндекса". По информации Bloomberg, компания будет переименована в Nebius Group, а возглавит ее создатель "Яндекса" Аркадий Волож. Иными словами, деньги и активы, полученные за российский бизнес (а это 5,4 миллиарда долларов), пойдут на развитие проектов, которые Воложу удалось оставить под контролем нидерландской компании.
Бизнес будет строиться вокруг уже работающего проекта Nebius AI. Он специализируется на облачных технологиях, обучении систем искусственного интеллекта и владеет дата-центром на территории Финляндии. Кроме того, в группу, вероятно, войдут стартапы, специализирующиеся на беспилотном транспорте и онлайн-образовании для IT-специалистов. В этих проектах работает та часть команды "Яндекса", которая не пожелала оставаться в России после начала войны в Украине.
По сути, уместно говорить о разделении "Яндекса" на две компании.
Компания досталась им буквально за полцены
Одна – российская – сохраняет доминирующее, а то и монопольное положение в ряде сегментов российского рынка. За годы своего существования "Яндекс" выстроил экосистему, включающую десятки самых разнообразных сервисов (в том числе и собственный банк) и позволяющую очень неплохо зарабатывать. По результатам первого квартала 2024 года выручка МКПАО "Яндекс" превысила 228 миллиардов рублей, а чистая прибыль составила 19 миллиардов.
Так что если новые владельцы будут просто поддерживать то, что было создано до них, их инвестиции окупятся достаточно быстро. Тем более что компания досталась им буквально за полцены. По новым правилам иностранные инвесторы должны продавать свои активы в России со скидкой не ниже 50 процентов, и в отношении Yandex N.V. это правило было соблюдено. Зато с тем, чтобы развиваться дальше, могут возникнуть серьезные проблемы.
Действовать придется в условиях гораздо более жесткой, чем в России, конкуренции
Во-первых, уход части креативной команды – потеря, восполнить которую быстро не получится. Особенно если учесть острый дефицит кадров на российском рынке. Во-вторых, потеря финского дата-центра и связанные с санкциями технологические ограничения могут оказаться для "Яндекса" серьезным испытанием. Серверов, собранных из ввезенных по "параллельному импорту" китайских комплектующих, будет явно недостаточно. Более того, даже на эти комплектующие "Яндекс" в очереди далеко не первый: перед ним как минимум военные заводы и государственные структуры. Наконец, в-третьих: возможностей экспансии за пределы России "Яндекс" фактически лишен, как лишен опции, важной для любой крупной технологической компании, – развиваться за счет покупки перспективных стартапов за пределами страны. Уже в среднесрочной перспективе отставание компании, "запертой" на территории "страны-изгоя", практически предопределено.
Другая часть бывшего "Яндекса" практически начинает новую жизнь, лишившись и раскрученного бренда, и выстроенной в России экосистемы, дающей регулярный доход и позволяющей финансировать новые разработки. У компании есть уже добившаяся успеха команда разработчиков, понимание того, в какую сторону можно развиваться, и стартовый капитал. Действовать придется в условиях гораздо более жесткой, чем в России, конкуренции.
Но и приз в конце пути неизмеримо больше. Nebius может стать по-настоящему международной компанией, способной конкурировать за долю уже не российского, а мирового рынка. И новый бренд, не дискредитированный прочной ассоциацией с российскими корнями, тут только на руку. Так что с потенциалом у Аркадия Воложа и той части команды, которая за ним последовала, все в порядке. По крайней мере, лучше, чем у тех, кто остался. А уж как они этим потенциалом воспользуются, вопрос другой.