Ссылки для упрощенного доступа

"Юмор как товар". Соцсети реагируют на смерть Александра Маслякова


Александр Масляков и Владимир Путин
Александр Масляков и Владимир Путин

В Рунете волна некрологов: из жизни ушёл Александр Масляков. Для сетевых комментаторов это заочное соревнование в том, кто как долго не смотрит КВН, но из постов при этом очевидна роль шоу в русскоязычной культуре – даже если многие считают эту роль пагубной.

Сергей Марков:

КВН это культурный феномен десятилетий развитого общества.
КВН это гимн знаниям, поэтому это порождение современного общества знаний, устремленного к прогрессу. КВН это культурно родственник полёта в космос, интернета, всеобщего образования, цифрового мира, искусственного интеллекта и развитой науки, двигателя прогресса.

Анна Левченко:

К КВН можно относиться сейчас как угодно, но никто не будет спорить, что именно из КВН выросла вся индустрия современного российского юмора. Стендап, камеди клаб, юмористические фильмы и сериалы– везде работают бывшие КВНщики.
Старый КВН это вообще всё мое детство, игры ждали и смотрели всей семьей. И почему-то мне кажется, что это была империя одного человека. Никакого КВНа без Александра Васильевича представить невозможно.
Просто невозможно.
Ушла эпоха.
Лёгкая светлая грусть о том, чего больше никогда не будет. Точно так же как в тот день много лет назад, когда умер единственный и бессменный ведущий детского шоу "Джунгли Зовут", которое "Вечером в среду, после обеда…" Сергей Супонев. Была магия и кончилась.
Магия КВН кончилась давно, но сегодня она умерла окончательно. Вместе с Александром Васильевичем Масляковым.

Борис Мазур:

С 1964 года Александр Васильевич вел программу КВН, для многих став в свои времена "символом юмора и сатиры"…
Но, если вы вдруг спросите, – смотрел ли лично "я" КВН в последние годы?
Отвечу честно и без сожаления, – нет!
Но тем не менее – КВН – это эпоха, это то, что поддерживало молодежный революционный дух и оптимизм!
Да, последние почти два десятилетия КВН, ради самосохранения и выживания бизнеса семьи в целом, девальвировал, обогатился натужным юмором, утратил созвучность времени и мимикрировал под требования как цензоров так и самоцензуры.
Масляков пережил и веселых, и находчивых.
КВН давно для большинства его почитателей ушёл в небытие вместе с телевизором-помойкой.
Но были и долгие прекрасные годы, десятилетия, когда передачу ждали в каждом доме, она была отдушиной, приносила радость миллионам.
И без Маслякова – её не было бы!
И будем ему за ЭТО – людьми благодарными!

Игорь Рабинер:

Для поколения моего папы, одесского кавээнщика 60-х, – одно из олицетворений оттепели. Когда на советских черно-белых экранах появились КВН и его обаятельный ведущий, а он и участники были действительно веселы и находчивы. И возмутительно молоды, что в обществе, где устои десятилетиями диктовали строгие, сухие, поучающие люди 50+, было чем-то совсем необычным и свежим.
Для моего поколения Масляков стал одним из символов свежего ветра перемен второй половины 80-х. В 70-е, в затхлое время дряхлевших вождей и кухонных анекдотов, когда люди, в отличие от 60-х, уже не верили ни во что, КВН закрыли, и это тоже было метафорой эпохи. А потом он ожил, забурлил, заулыбался – с тем же Масляковым, ничуть не растерявшим за годы былого обаяния. С жюри, в котором главной фигурой был интеллигентнейший экс-капитан команды Баку Юлий Гусман. С моими любимыми "Одесскими джентльменами" – но и с некоторой ревностью, почему у "технарей", например, команды МХТИ, в КВН получается лучше, чем у моих, гуманитариев.
И шутить можно было обо всём, ну, почти. Александр Васильевич уж точно тогда раздвигал, а не сужал рамки дозволенного. Может, оттого и производил впечатление человека, который не стареет.
...Я уже много лет не смотрю КВН. С тех пор, как окончательно понял, что он стал несмешным, не находчивым (и командно, и персонально – даже конкурс капитанов с какого-то момента пропал, настолько они там все стали одинаковые и пресные), притупленным, плоским, тематически наглухо ушел в бытовуху и опустился ниже пояса. И по-другому просто не могло быть.
В перестройку КВН стирал границы, о чем можно и нельзя шутить. В XXI веке КВН эти границы, конечно, по новой не устанавливал, но их установке способствовал. Это стало предсказуемо и уныло, а иногда – стыдно. И тогда я понял: с меня хватит. Инерция любимого названия закончилась.
Поскольку я КВН давно не смотрел (и даже не знаю, выходит ли он сейчас), Александр Васильевич остался для меня тем, из стыка 80-х и 90-х. Когда миллионы людей садились к телевизору с радостным, добрым и волнительным чувством постижения чего-то нового, сноса очередного запрета. Будь то "Взгляд", "До и после полуночи", КВН.
В любом случае Масляков – часть истории телевидения. Важная часть, монументальная. Как Ворошилов, Дроздов, Молчанов, Познер, а из моей сферы – Озеров, Дмитриева, Маслаченко...

Алёна Чурбанова:

Однако, пока дули ветра перемен, КВН местами выдавал шедевры. В частности, одно из моих личных прекрасных тв-воспоминаний детства, когда в 7 лет я смотрела выступление команды НГУ, где Татьяна Лазарева пела "Наш Союз нагишом первым к финишу пришел". Было смешно и свободно, потом кончилось.

Евгения Тюленева:

Вчера сижу в кафешке с подругой-беларуской. Залажу в ленту и говорю:
– О, Масляков умер
– Кто? – удивляется она.
– Ну Масляков, КВН.
– Понятия не имею, кто это.
– А сколько тебе лет?
– 25.
– Э, ясно.
Вот и все, что нужно знать о популярности КВН за последние 15 лет.

Андрей Нечаев:

В конце он немного испортил биографию, но все равно заканчивается советская эпоха, когда можно было шутить по поводу происходящего. Теперь будут Шаманы и Ко

Лилия Ахремчик:

Умер Ален Делон, и все знают, что он сказал о в*йне. С тем и ушел, светлая память. Умер Масляков. И все знают, что он не сказал. Хотя мог, у него было влияние. Но не сказал. И с этим ушел.

Андрей Мальгин:

Его телевизионная карьера продолжалась ровно 60 лет.
Казалось, он вечный.
Несколько раз приходилось с ним пересекаться, но особенно запомнилась первая встреча. Ереван, 1981. Рок-фестиваль, который устроил Стас Намин. Концерты за большие деньги вел Масляков. КВН, кстати, к тому времени был уже 10 лет как запрещен С.Г.Лапиным.
Журналисты почти все концерты пропустили, потому что в это время за кулисами армяне нам щедро наливали. Не отставал от нас и Масляков. Я еще подумал: что же он так наклюкался, ему же на сцену выходить, представлять артистов.
И вот его позвали, он поднялся со стула и упал. Потом медленно пошел, держась за стену. Его подхватили под руки и с трудом повели, можно сказать потащили. Но в момент выхода из-за кулис он решительно собрался и бодрячком с характерной широкой улыбкой вышел к публике. Оттарабанил текст безо всякого ущерба для дикции, развернулся и направился за кулисы. Один метр за пределами досягаемости зрителей – и снова рухнул.
Вот что значит профессионал.

Дмитрий Михайлин:

Нельзя не отметить, что КВН и Масляков ушли из жизни почти синхронно. КВН чуть раньше.
Он был органичен времени – начиная с "оттепели", потом Перестройка, потом бурные 90-е, а вот этому, текущему, времени он органичным быть перестал. Как минимум, лет десять назад. Юмор – в том числе благодаря Маслякову и КВН – стал индустрией, и в нем нет места любителям.
Задаваться вопросом – что теперь будет с КВН – бессмысленно: он кончился. И вряд ли когда-нибудь возродится.

Василий Аленин:

Хохмить на протяжении полувека – задача не из легких. Учитывая, что начал Масляков этим заниматься при раннем Брежневе, вернулся с возродившимся КВН в перестройку и превратил его в семейный бизнес при Путине.
Идеологически Масляков всегда без напряга колебался с линией партии. И до старости сохранив манеры комсомольского активиста-оптимиста 60-х, последовательно поддерживал все – и брежневский застой (с 1972 по 1986 , пока КВН был закрыт, вел развлекательные идеологически выдержанные передачи на ЦТ, к примеру "А ну-ка, девушки!"), и перестройку, и ельцинские реформы, и путинскую агрессию.
Его КВН в какие -то периоды существования был очень популярен и воспринимался как передача почти фрондёрская. Но на деле она никогда не выходила за границы допустимого текущим начальством юмора.
А иначе в нашей стране полвека было не продержаться.

Анатолий Несмиян:

Умер Масляков. Но еще раньше второй раз умер КВН. Из сатирического жанра он перешел в жанр ниже пояса и перестал быть умным и интеллектуальным. Так же, кстати, как умер клуб знатоков, когда там появились деньги.

В стране нельзя шутить про политику, да, собственно, и шутить не о чем. Что можно сказать о покойнике? Поэтому КВН стал пошлым и неинтересным. Как квнщики стебались над пошлым и неумным Петросяном, а в итоге стали им же.

Вторая программа Маслякова "А ну-ка, девушки" второй раз родиться так и не смогла. Это была передача о женщинах нового времени, свободных, смелых , умных и независимых. Поэтому "тогда" ее закрыли по той же причине, что и КВН – они пришли слишком рано. Сейчас для них уже слишком поздно. КВН сегодня – это в основном про жопы, а женщина сегодня рассматривается исключительно в качестве производящей детородной машины. Все остальное не вписывается в дичь насаждаемого в стране средневековья.

В этом смысле смерть Маслякова стала итогом его проектов. Они умерли, а после их смерти и он утратил смысл жизни.

Александр Новицкий:

Ещё один делец, непосредственно причастный к превращения юмора в товар, а товар в деньги. Большие деньги.
Подумал, о недавно ушедшем Жванецком. Михал Михалыч оживлял юмор. Его языком говорят несколько поколений. Его юмор живет и развивается, несмотря на смерть автора.
А Масляков юмор отловил, опошлил, приковал к станку и заставил зарабатывать деньги. А потом вообще бордель сделал. Правда, самый элитный – власть обслуживать. И это уже не смешно. Мерзко. Так обесценить собственное детище. Не финансово.

Дмитрий Эйгенсон:

КВН – идеальный пример сообщества, которое самоорганизуется, построено на простейшей идее, вирусно развивается и приносит огромные деньги руководителям. Правда, то, что начиналось чудесно, постепенно превратилось в жесткий бизнес, где не место неугодным и который работает под и на власть. Цензура, репрессии, взятки, подкуп и другие милые кунштюки вытеснили свободу, чистую радость и соревновательный дух.
Те, кому стало тесно или неуютно, ушли и создали в РФ новый мир юмора: от Камеди до стенд-апа и телешоу всех мастей. Впрочем, там повторяется то же самое, что прошел КВН, только гораздо стремительнее. Хочешь шутить – съезди-ка на Донбасс и скажи пару слов про "наших ребят" перед камерой, пряча испуганные глаза.
Масляков стал глыбой задолго до моего рождения. Очень крутой чел, который изменил всё во времена, когда изменения были для системы фактически преступлением. Он сделал огромное дело, в результате которого случилось много хорошего, чудесного и волшебного.
Но в историю он вошел злобным старикашкой, подстелившим себя, свое дело и тысячи своих ребят под режим. Очень жаль.

Александр Невзоров:

Этому кремлевскому Гуинплену улыбочку вырезали еще в идеологической комиссии ЦК. Он с тех пор так ее и таскал.
Путин подправил ему углы рта "повыше", чтобы российский юмор стал бы оптимистичнее и патриотичнее.
Гуинплен масляков был стратегической фигурой: через него дозировалась и регулировалась такая страшная вещь, как смех.
Опасность смеха огромна. Особенно для диктатур. Народец должен смеяться лишь над тем, над чем положено.
Без возможности "шага влево-шага вправо".
Дебилоидные КВН отлично рулили смеховыми процессами в СССР и РФ.
Однако Гуинплен склеил ласты.
Ему требуется замена. Нужен некто столь же трусливый, продажный и подлый, как он.
Возможно, КВН поручат мизулиной.

Андрей Янпольский:

Мало что помогло становлению гнидорашки больше, чем так называемый КВН. Столетний конкурс плоских вымученных шуток, праздник регочущего комсомольского быдла неопределенного возраста, упыриные бонзы в жюри и бессменный макабрический хлыщ ведущий.
Рыла новых хозяев жизни – нестареющих и все понимающих.
Заживо забальзамированный Масляков – фюрер молодежного юмора и прототип кремлевского нетопыря, любившего поржать вместе с будущим страны.
Сегодня Александр Васильевич смотрит на гнидорашку из преисподней и иронично улыбается. Гы-гы, друзья, гы-гы.

Алина Витухновская:

Совмасскульт в пределе своем — это форма и унижения и самоуничижения, и часто одновременно. Представители этого жанра являются рупорами системы, определяющими и регламентирующими темы дозволенного. Буквально указывающие над чем можно, а над чем нельзя смеяться. Советский хохот оказался гнилым хохотом, засмеявшим себя до смерти.

Дмитрий Конаныхин:

Ушла эпоха, в которой КВНщик Александр Масляков и юморист Геннадий Хазанов оба два являются полными кавалерами ордена "За заслуги перед Отечеством", а великий русский лингвист академик Андрей Анатольевич Зализняк даже значка от государства не получил.

Эпоха придворных хохотунов.

Евгений Гомберг:

Масляков вел КВН до 2022 года, когда у него в легких обнаружили неоперабельную опухоль. В 2024 году Масляков стал доверенным лицом Путина на президентских выборах.
Думаю, о ком это говорит больше? О Маслякове, который последние свои полгода был при смерти? Зачем это ему было нужно? Доказывать преданность до гробовой доски?
Или о Путине, назначившем умирающего, задыхающегося, хватавшего воздух остатками легких человека своим пусть доверенным, но все-таки лицом?
Доверенное лицо должно представлять доверителя. Масляков во время выборов уже не мог представлять даже самого себя.
Что это было? Зачем? Это цинизм? Идиотизм? Патриотизм?

XS
SM
MD
LG