В 354-м выпуске программы "Музыка на Свободе" Артемий Троицкий воспевает словенский музыкально-художественный проект Laibach – явление уникальное во многих отношениях.
Называть Laibach просто "рок-группой" не очень правильно, поскольку мультимедийная и визуальная составляющая для них не менее важна, чем музыкальная. Более того, источником вдохновения для словенских концептуалистов служат не традиционные поп-стимуляторы, а идеология, философия, религия, политика, власть. Стиль Laibach – достаточно эклектичный, от неоклассики до industrial-рока, но легко узнаваемый – я назвал бы "культурно-интеллектуальной провокацией". Неустанные творческие поиски коллектива были вознаграждены: Laibach – единственная группа из славянских стран, включая Россию, вошедшая в элиту мирового рока.
Группа была организована летом 1980 года в шахтёрском городе Трбовле. С тех пор через неё прошли десятки человек, самыми важными из которых остаются художественный руководитель и идеолог Иван Новак и усатое "лицо проекта" – брутальный бас-баритон Милан Фрас. У Laibach вышло порядка двух десятков студийных и множество концертных альбомов, плюс фильмы, видео и печатная продукция. О спектре интересов Ивана Новака и компании говорят названия альбомов: Opus Dei, NATO, Let it Be (кавер версия полного альбома Beatles), Kapital, Also Sprach Zarathustra… Будь то история, эстетика или политика, в фокусе группы, как правило, находилась тоталитарная тема – фашизм, коммунизм, религиозное сектантство или государственное манипулирование. При этом главным методом исследования служила провокация, что нередко со времени основания и наречения Laibach’ом (немецкое название Любляны, использовавшееся и нацистами) давало повод обвинить группу в экстремистских (не то правых, не то левых) взглядах.
В нынешнее национально-популистское времечко и разгар новой холодной войны интерес к творчеству Laibach растёт – о чём свидетельствуют роскошные переиздания "классических" альбомов группы. Английский лейбл Cherry Red выпустил второй (и первый международный) альбом Nova Akropola (1986). К оригинальной студийной версии прилагаются два "живых" диска: полная версия концерта в лондонском Bloomsbury Theatre 1985 года и относительно свежие записи песен с "Нового Акрополя", сделанные в Любляне, Загребе и Нови Саде. Я выбрал редкую версию Vade Retro Satanas (Изыди, Сатана) 1997 года, сыгранную Laibach вместе со Словенским филармоническим оркестром. Вообще, натуральный симфонический звук группе очень соответствует.
С лондонским лейблом Mute Records и его владельцем Дэниэлом Миллером Laibach связывают долгие дружеские отношения. В 1987 году на Mute вышел третий альбом группы Opus Dei, обеспечивший ей прорыв на рынки Европы и Америки. Успех случился во многом благодаря первому хитовому синглу – знаменитой и вошедшей в анналы "тоталитарной" версии шлягера австрийской группы Opus Life is Life, положившей начало череде неожиданных лайбаховских прочтений поп- и рок-стандартов (с подачи Rolling Stones, Queen, Status Quo и других). В этом году Mute переиздал Opus Dei в виде бокс-сета, присовокупив к оригинальному альбому несколько бонусов и диск с концертными записями 1987–1989 годов из разных городов Европы и США. Я выбрал не издававшийся ранее ремикс Leben heisst Leben в форме похоронного марша.
С международными релизами Laibach я регулярно знакомлю вас в "Музыке на Свободе"; последним из них был мюзикл Wir Sind das Volk ("Мы – люди"). Два новейших альбома группы носят сугубо некоммерческий экспериментальный характер и были изданы только на лейбле God – подозреваю, "домашней" фирме корпорации Laibach. Первый из них – запись концерта, состоявшегося в ноябре 2017 года в Мадриде в Арт-центре Королевы Софии. Программа называется We forge the Future ("Мы куём будущее"), и она воспроизводит знаменитое выступление Laibach на арт-биеннале в Загребе в 1983 году, после которого группу запретили в Югославии на три с лишним года. Из неё я выбрал трек Zmagoslavje Volje ("Триумф воли").
И последний на сегодняшний день альбом Laibach – Sketches of the Red Districts. Он тоже имеет предысторию, причём гораздо более давнюю. Днём рождения Laibach считается 1 июня 1980 года, именно в этот день в 1924 году в Трбовле произошли кровавые столкновения – около десяти человек погибло от пуль и гранат – между националистами-монархистами и местными рабочими-коммунистами. "Скетчи рабочих кварталов" – драматичная песенно-инструментальная композиция, посвящённая этим кровавым событиям. Laibach в лице Ивана Новака курировал запись, а музыку сочинили Витя Балжалорски и Боян Кргланко. Песня Lepo – Krasno ("Прекрасно – великолепно") – финальная зарисовка жуткого пейзажа. Как часто у Laibach – убийственная ирония.
Плейлист "Музыки на Свободе" #354
1. Julia Holter (USA). These Morning, LP SOMETHING IN THE ROOM SHE MOVES (Domino)
2. Mozart Estate (UK). I’m Gonna Wiggle, LP POP-UP! KER-CHING! AND THE POSSIBILITIES OF MODERN SHOPPING (West Midlands)
3. La Prenda Roja (Spain). La Alhambra, LP LA PRENDA ROJA (Segell Microscopi)
4. Son оf The Velvet Rat (Austria/USA). Stardust, LP SOLITARY COMPANY (Fluff&Gravy)
5. Katta (Czechia). Bogorodice Djevo, LP VOX ORGANI (Emika)
6. Laibach (Slovenia). Vade Retro Satanas, LP NOVA AKROPOLA (Cherry Red)
7. Laibach (Slovenia). Leben Heisst Leben (Marche funebre version), LP OPUS DEI (Mute)
8. Laibach (Slovenia). Zmagoslavje Volje, LP WE FORGE THE FUTURE (God)
9. Laibach (Slovenia). Lepo – Krasno, LP SKETCHES OF THE RED DISTRICTS (God)
10. Special Interest (USA). (Herman’s) House, LP ENDURE (Rough Trade)
11. Don Kipper (UK). Truthful, LP ALWAYS CAN’T GO ON FOREVER (Riverboat)
12. Current Joys (USA). Dr. Satan, LP LOVE + POP (Secretly Canadian)
13. Lee Fry ft Drsya (Italy/India). Baalama, LP PADMA (Lee Fry)