В Сочи продолжается кинофестиваль «Кинотавр»

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.

Андрей Шарый: В Сочи продолжается кинофестиваль Кинотавр. На линии прямого эфира обозреватель нашего радио Марина Тимашева. Она внимательно следит за ходом кинофестиваля.

Марина, в день открытия фестиваля новая формула фестиваля, новые хозяева, раньше говорили о кризисе российского кино, из которого Кинотавр помогал кинодеятелям выбираться, а теперь говорят фактически о расцвете российского кино. Насколько подтверждает эти разговоры практика первых фестивальных дней?

Марина Тимашева: Казалось, что в последние годы с фильмами "Кукушка", "Возвращение", "Старухи" и многие другие, действительно, шаг за шагом происходит движение эволюционное. Сейчас такое впечатление, что это движение пошло в обратную сторону. Сейчас мы уже посмотрели больше половины заявленных в конкурс полнометражных игровых фильмов. До сих пор нет никакого фаворита не только, даже если говорить о главной премии, но даже речь идет об отдельных номинациях. Никто сейчас не в состоянии прогнозировать, кто бы мог получить главную премию за лучшую мужскую или женскую роль. Эта ситуация практически беспрецедентная. Потому что всегда существовали к 5-6 дню уже 5-6 артистов-претендентов на эти премии. В этом, конечно, не виноваты новые хозяева и владельцы Кинотавра. Более того, нужно сказать, что благодаря им он приобрел такой очень деловой, очень современный и очень жесткий ритм, но, видимо, такова картина.

Андрей Шарый: С чем все-таки это можно связать? Оскудела русская земля на киноталанты, или как в Библии за семитучными годами приходит семь годов худых, или речь идет о том, что может быть общая обстановка в стране сказывается как-то и на кинопроцесс?

Марина Тимашева: Боюсь, что это просто какая-то временная передышка. Объяснения на самом деле никакого логического нет. Пока как будто бы даже известные режиссеры, положим, Светлана Проскурина показала фильм "Удаленный доступ". Вот если просто объяснить любому человеку, это как пик французского интеллектуального кино. Российское кино вдруг начинает с тупика французского интеллектуального кино. Или фильм "Четыре" Ильи Хражановского. Такой вполне специфичный и хорошо известный экспортный продукт.

Андрей Шарый: Есть ли режиссеры, которые снимают фильмы специально для российских кинофестивалей? Или это считается все-таки недостаточно престижным, и Кинотавр рассматривается только, как такое курортное сочинское времяпровождение?

Марина Тимашева: С одной стороны, это, конечно, престижно, а с другой стороны, ориентировать на российский фестиваль никто явно не собирается. Все фильмы, представленные в конкурсе, в основном, они четко делятся - на фильмы, которые нравятся зрителям, они сняты во вполне консервативной манере, что касается формы, но при этом рассказывают ясные, простые, человеческие истории, и другая часть фильмов, которые практически невозможно смотреть. На этих фильмах мухи просто дохнут буквально в воздухе. Смотреть невозможно от скуки. Но они сняты на лучшей пленке, с лучшим освещением, в лучших финансовых условиях. Хотя эту форму тоже назвать какой-то новацией практически невозможно.

Но что характерно, что практически ни одного фильма нет, который был бы интересен и профессионалам, и зрителям.

Андрей Шарый: В прошлые годы российский кинофестиваль проходил параллельно в Сочи с международным кинофестивалем. Сейчас международного кинофестиваля нет - это одна из новаций хозяев фестиваля. Понятно, что тут здесь вопрос денег, вопрос организации. Может быть, все-таки возможность сравнивать иностранную продукцию и российскую, как-то давала возможность для большего творческого размаха, творческого полета?

Марина Тимашева: Дело в том, что упразднен только конкурс, это не значит, что не показывают фильмов европейских. Их показывают. Специально отобрали те фильмы, которые становились лауреатами национальных конкурсов.

Сравнение гораздо интереснее между программой российского короткометражного кино (в основном, это дебюты молодых режиссеров) с этой самой основной конкурсной программой. В конкурсе дебютов или короткометражек огромное количество чрезвычайно интересных фильмов. Дальше возникает вопрос - почему каждый год на конкурсе короткого метра появляется очень интересный фильм, а все остальные тоже неплохи, и куда после этого деваются молодые режиссеры?