Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева. Андрей Шароградский: Сегодня открылся XXVII Московский международный кинофестиваль. Церемония открытия прошла в кинотеатре "Пушкинский". На ней побывала обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева. Марина, как прошла церемония? Что было интересного на ней? Марина Тимашева: Для журналистов фестиваль открылся до церемонии уже утром фильмом конкурсной программы итало-германского производства "Жизнь желанная" режиссера Джузеппе Пиччони. Такая красивая скучноватая мелодрама. Использует она довольно традиционный ход, такой театр кино. Артисты репетируют, их личные отношения дублируют, отражают историю пьесы. Кстати, этот же фильм зрители увидят по завершении торжественной церемонии фестиваля. Это не очень обычно. Обыкновенно для открытия фестиваля предлагали какую-то сувенирную продукцию, сюрприз. Что было в кинотеатре "Пушкинский". Пока мы смотрели фильм "Жизнь желанная" и встречались с режиссером на пресс-конференции, в кинотеатре "Пушкинский" шла репетиция. По сцене ходил Никита Михалков в морской фуражке. Он в ней же бродил по Сочи во время фестиваля Кинотавр. Часом позже он уже в вечернем костюме приветствовал гостей участников «звездной» дорожки (они шли по звездной дорожке). Надо сказать, что переходящей из Кинотавра на Московский международный кинофестиваль оказалась не только фуражка, но еще и Алексей Агранович. Он был автором церемонии открытия и закрытия Кинотавра, а нынче - он второй режиссер, а первый - сам Никита Михалков. Торжества он ставит всегда лаконично и достойно - традиционное представление фильмов участников, объявление наград, вручение председателю жюри (на сей раз это сценарист Валентин Черных) увесистой такой цепочки с изображением Георгия Победоносца и один-два номера. В этом году за рояль сел замечательный пианист Денис Мацуев. Вместе с виолончелистом он исполнял не классику, привычную ему, а джазовую импровизацию на музыкальные темы старых советских фильмов. Представили жюри, пригласили на сцену Юрия Лужкова. Надо заметить, что признаки фамильярности не очень приличествующие мне кажется, таким церемониям. Потому что, например, Никита Михалков на сцене называет Черныха Валей, а Юрий Лужков называет Михалкова Никитой. Но в любом случае, Никита Михалков решил добиться от Лужкова публичного заверения в том, что Москва построит специальный Дворец фестиваля. Мэр города пообещал. Закончилась церемония тем, что приз за вклад в мировое киноискусство вручили венгерскому, на самом деле, выдающемуся режиссеру Иштвану Саба. Церемония длилась, наверное, 40 минут, где-то 30 минут занял проход по звездной дорожке. Надо сказать, что при этом вело ее сегодня лицо ОРТ Андрей Малахов. Почему-то на этой "звездной" дорожке он обращался к людям, которых кинокритики и журналисты друг у друга переспрашивали - кто это такие? Это были по преимуществу поп-музыканты. Из таких людей, которых действительно все любят, лично я видела Федосееву-Шукшину, Анастасию Вертинскую и Людмилу Гурченко. Нужно сказать, что из участников конкурсной программы показали только Алексея Учителя, его фильм представительствует от России, который называется "Космос как предчувствие", и Ирину Пегову, артистку театра Петра Фоменко, которая в этом фильме занята. Андрей Шароградский: Марина, какое впечатление на кинокритиков производит состав жюри нынешнего фестиваля? Марина Тимашева: Тут такая ситуация довольно странная. В этом году председатель - драматург Валентин Черных. Люди обычно знают режиссеров или названия фильмов, но не понимают, кто написал сценарий. Валентин Черных автор сценария к фильму "Москва слезам не верит", оскаровского лауреата, и того фильма, который в прошлом году собрал все мыслимые премии на всех фестивалях, а именно фильма "Свои". Помимо него режиссер из Франции Клер Дени, затем австрийский режиссер Ульрих Зайдль, венгерский оператор Янош Кенде, итальянский композитор Никола Пьовани и актриса Викторя Толстоганова. Получается шесть членов жюри и при этом три голоса у представителей России, поскольку Валентину Черных по протоколу полагается два голоса. Это не очень правильно, потому что, учитывая присутствие в конкурсе российского фильма Алексея Учителя, практически большинство голосов в жюри. Еще сложности у этого жюри, наверное, будут, потому что считается, что Клер Дени и господин Зайдль представители авангардного кино, в то время как Виктория Толстоганова и Валентин Черных все-таки сторонники традиционных киноформ.