Елена Фанайлова: Если пересказывать ленту анекдотически, то сюжет таков: юноша-толстяк хочет изменить свое тело и ради этого готов на ужасные эксперименты, но не на занятия физкультурой и спортом. По жанру кинофильм «Пыль» похож на ироническую антиутопию, по кинофактуре - на советский реализм семидесятых, по широте охвата русской жизни и способу сгущать образы до метафоры - на романы Виктора Пелевина. В фильме нет ни капли юношеского романтизма, хотя сделали ленту совсем молодые люди, недавние выпускники высших режиссерских курсов, которые несколько лет назад объединились в группу под названием «Свои». Кстати, до того, как фильм под таким названием победил на прошлом Московском кинофестивале. Лента «Пыль» открывает конкурс фестиваля под названием «Перспективы». Говорит кинокритик Алексей Медведев, отборщик фестиваля. Алексей Медведев: В прошлом году формат этого конкурса сводился просто к тому, что это дебютная работа. В этом году основной акцент мы делаем не на принципе хронологическом - дебют это или нет, ибо у нас и в конкурсе есть дебюты (трудно понять, почему один дебют в основном конкурсе, другой - в конкурсе "Перспективы"), - а делаем акцент на какие-то более амбициозные экспериментальные замыслы творцов. С экспериментальными, амбициозными замыслами всегда есть некоторый риск. Это может оказаться пшиком, а может оказаться новым интересным именем, новой интересной тенденцией. Нам показалось, что при всей своей противоречивости, есть некий острый взгляд у режиссера, способность по новому взглянуть на то, что нас окружает, что может быть интересно и нам, и актуально в международному контексте. Не очень хочется комментировать сюжет фильма. Там, с моей точки зрения, много излишеств. Видно, что этот фильм является продукцией не столько кинокультуры, сколько культуры современного искусства со всеми, связанными с ней плюсами и минусами. Другой вопрос, что как только я вижу этого героя на экране, со странной пластикой, странной органикой, погруженного в этот мутный бульон современной российской действительности, я сразу вижу, что режиссер чувствует пластику нашей жизни, чувствует воздух, в котором мы живем. Ему есть, что об этом сказать не в плане сюжета, а в плане пластической выразительности, которая в этом фильме присутствует. Елена Фанайлова: Позволю себе не вполне согласиться с мнением кинокритика Алексея Медведева. Фильм Пыль не претендует на оригинальный сюжет, его задача - наблюдение за русской действительностью начала двухтысячных годов и спор со старшими кинематографическими товарищами, создателями кинофильмов "АССА" и "Игла". Не случайно ключевую роль в фильме играет музыкант Петр Мамонов. Его работа фактически пародия на его героя из "Иглы". Говорит председатель отборочной комиссии Московского международного кинофестиваля Кирилл Разлогов. Кирилл Разлогов: Это совершенно новый подход к самому факту делания фильма - из чего он делается, как он делается, как к этому относятся люди, которые там снимаются, каким образом он намеренно выпадает за пределы профессионального кинематографа. Открывает совершенно новые пласты кинематографической выразительности и с точки зрения некоей такой упрощенной линейной сюжетности, и с точки зрения неожиданных ходов по стилистике исполнения. В принципе это картина, которая раскрывает нашу жизнь в совершенно неожиданном и достаточно подлинном ракурсе. Елена Фанайлова: Председатель отборочной комиссии Московского международного кинофестиваля Кирилл Разлогов говорил о фильме «Пыль» молодого российского режиссера Сергея Лобана, фильме, открывшем программу «Перспективы» Московского международного кинофестиваля.