Путин заявил, что вопрос реализации закона о льготных выплатах не был продуман до конца

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие политический эксперт Николай Петров.

Андрей Шарый: На совещании с членами кабинета министров Российской Федерации вечером в понедельник Владимир Путин заявил, что вопрос реализации закона о льготных выплатах не был продуман до конца. "Мотивы принятых решений Государственной Думой, правительством по замене льгот денежными компенсациями понятны, - указал Путин. - Вопрос в том, как они реализуются на практике". В то же время президент считает, что правительство должно быть готовым к критике как правых, так и левых партий. "И те другие с одной стороны создавали олигархическую систему капитализма в стране и позволяли растаскивать национальные богатства, - заявил президент. - А с другой стороны, принимали популярные, но неисполнимые решения. Более 50 процентов населения Российской Федерации было отнесено к категории льготных граждан. Это значит, что другая, меньшая половина должна была все это оплачивать". Теперь известно мнение президента по этому спорному и важному для страны вопросу.

Сейчас в эфире программы "Время Свободы" известный московский политический эксперт, сотрудник фонда "Карнеги" Николай Петров.

Добрый вечер. Николай, предложите, пожалуйста, самый подходящий политологический термин того, что происходит сейчас в стране в связи с этим законом о монетизации льгот. Речь идет о кризисе, о проблемах, с которыми столкнулось правительство, или о чем-то еще?

Николай Петров: Мне кажется, что налицо достаточно серьезный и углубляющийся политический кризис, который в случае, если власть не сможет, а пока выглядит это именно так, адекватно отреагировать на требования граждан, может привести и к кризису доверия, в том числе и доверия к президенту.

Андрей Шарый: Вы считаете, что угрозы отставки правительства России достаточно серьезны? Они могут воплотиться в жизнь?

Николай Петров: Я думаю, что ситуация такова, что просто поиском козла отпущения, будь то один министр или даже правительство в целом, ее разрешить невозможно. То есть отставка каких-то фигур вполне возможна, но это, скорее, будет просто социальный процесс использован как повод для сведения счетов и всяких внутриклановых битв. Но важно то, что ситуацию необходимо будет как-то разрешать. А это вопрос не о том, кто был виноват, а о том, что делать дальше.

Андрей Шарый: Вы хорошо знаете московскую кремлевскую политическую кухню. Вот это ваше политологическое знание того, что происходит, что подсказывает? Речь идет о том, что кто-то кого-то хотел подставить или речь о том, что просто так головотяпски поступил или поступили и плохо продумали закон?

Николай Петров: Я бы отметил два основных момента: один - это то, что Кремль спешил в открывшееся окно возможностей сделать как можно больше непопулярных, но нужных, с его точки зрения, реформ. Возможности открылись после триумфального переизбрания Путина и дальше через год-полтора они закроются снова, потому что начнется уже кампания по выборам в Госдуму. Эта спешка, когда реформы не были достаточно хорошо проработаны с одной стороны, а с другой стороны, когда в стране уже отсутствует механизм публичного обсуждения и экспертирования реформ, когда все эти реформы в одном пакете стали проводиться вместе, они одна другую заблокировали.

И второй важный момент - это то, что Кремль хорошо подготовился с точки зрения отношения с элитами, ослабив и политические партии, ослабив и губернаторов. Но сейчас ему приходиться иметь дело с массами, с гражданами, а это намного сложнее. И вот этот момент не был, как мне кажется, учтен при планировании всех действий.

Андрей Шарый: Можно сейчас эту ситуацию разрешить какими-то попутными мерами, на ходу подкорректировать действия этого закона, свалить еще дальше бремя вот этой финансовой ответственности на губернаторов, на региональные власти, или речь идет о том, что нужно отзывать закон, пересматривать его и по-новому планировать систему социальных льгот.

Николай Петров: Боюсь, что дело идет к тому, что придется каким-то образом заморозить ситуацию, и без тщательной проработки всех необходимых мер и сопровождения этой реформы здесь не обойтись. Хотя не уверен в том, что на такого рода достаточно радикальные действия власти будут согласны прямо сейчас.

Андрей Шарый: Каких шагов вы ожидаете от Владимира Путина? Сегодня он огласил свою точку зрения. В частности, как вы оцениваете его заявление о том, что поскольку более 50 процентов населения России отнесено к категории льготных граждан, другая, меньшая половина должна была все это оплачивать. Речь идет о том, что более справедливо распределяется вот это бремя социальных выплат.

Николай Петров: Мне кажется, что в основе реформы есть совершенно рациональные и понятные посылки. Но то, что правительство предпочло не разъяснять гражданам, это конфискационный характер реформы. То есть мы имеем дело не просто с конвертацией физических льгот в деньги. Мы имеем дело с одновременным отказом государства от весьма значительной, более значительной, чем то, что государство за собой сохраняет, части льгот. И вот здесь концы с концами не сходятся. Если можно рассчитывать, что относительно быстро, в течение пары недель, приведут в порядок машину и выплатят те компенсации и те деньги, которые просто не дошли до людей, то, что касается остального, а именно - лишение граждан целого ряда льгот, на которое сознательное пошло правительство, но которое предпочло не объяснять - с этим намного сложнее.

Андрей Шарый: Последний вопрос. Как вы считаете, этот первый случай серьезного социального протеста против политики Владимира Путина, может ли он как-то серьезно оживить деятельность оппозиции?

Николай Петров: Хотелось бы надеяться, что первый и главный урок, который извлечет из сложившейся ситуации Кремль, будет состоять в том, что гораздо выгоднее и эффективнее для него самого поддерживать реально действующую оппозицию, в том числе и каналы легитимного выражения оппозиционной позиции в парламенте и участия ее при принятии решений, чем иметь дело с такими массовыми социальными протестами, которые, в общем, могут привести к взрыву.