В связи с аварией на подстанции Чагино могут быть поданы иски к энергетикам

Программу ведет Марк Крутов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Евгения Лавут.

Евгения Лавут: Адвокат Павел Астахов рассказал о том, какие иски могут быть поданы к энергетикам в связи с аварией на подстанции Чагино.

Павел Астахов: Требования будут состоять из двух частей. Первое, для тех, кто просто оказался в такой ситуации, но не понес серьезных убытков, это оказание некачественной услуги, потому что все мы знаем, что некоторое время назад нас московское правительство обязало перейти на договорные отношения с "Мосэнерго", и мы теперь состоим с ними в такого рода договоре о поставке услуг в виде электроэнергии. Если такие услуги не поставляются вовремя, или поставляются с перебоями, или некачественно поставляются, все это охватывается законом о защите прав потребителей. Что касается второй перспективы, это взыскание убытков. Естественно, когда вам оказана некачественная услуга, вы могли понести убытки. Кто-то попал в больницу и ему не была вовремя сделана операция или была приостановлена операция, кто-то не смог, скажем, сделать вовремя документы, договор, к примеру, какой-то, ну, компьютер не работал, невозможно было это сделать, сорвалась сделка. Кто-то вовремя не попала на работу, за что получил нагоняй. Эти убытки можно взыскивать через суд, это нормальная практика, таких дел, и такой практики существует достаточно много.

Евгения Лавут: Правильно ли я понимаю, что в таком случае совершенно законно практически все население Москвы может подать иски к "Мосэнерго"?

Павел Астахов: Практически да. Конечно, естественно, все такие иски будут и должны быть рассмотрены судами, но вопрос состоит в том, как будут взыскиваться суммы для восстановления прав пострадавших, потому что есть в законе гражданско-процессуальном замечательная формулировка принципа разумности и справедливости. Конечно, здесь он будет применяться, потому что если миллион граждан Москвы подадут к "Мосэнерго" иски, и это будет служить разорению "Мосэнерго", естественно, ни один суд на это не пойдет и будет учитывать то, что разорять организацию, которая обеспечивает, помимо миллиона этих истцов, еще порядка 10 миллионов потребителей... На это суд не пойдет, естественно. Но какие-то компенсации должны быть выплачены. Конечно, Анатолий Чубайс принес извинения свои, это уже хорошо, потому что извинения - уже какая-то форма компенсации, пусть не материальная, но все-таки. Тем более признание определенной вины за случившееся. Поэтому здесь перспективы, конечно, есть, но не надо обольщаться, миллионные суммы взысканы, конечно, не будут в наших судах, потому что практики такой нет.

Евгения Лавут: А к кому еще могут быть поданы такие иски, кроме энергетиков, что очевидно?

Павел Астахов: Здесь нужно смотреть, кто в какую ситуацию попал. Если люди попали, скажем, в сложную дорожную ситуацию, когда не могли выехать из пробок из-за того, что поломались троллейбусы, трамваи, светофоры и не было отрегулировано движение, то здесь параллельно можно предъявлять иски и к "Мосгортрансу", и к Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Движение было неотрегулировано и люди потеряли время, у кого-то опять же сорвались деловые встречи. Здесь ответчиками могут быть и другие организации, в том числе "Мосгортранс", в том числе метрополитен, когда это случилось на метрополитене, в том числе Государственная инспекция безопасности дорожного движения. На ком больше вины, на ком меньше - это уже будет устанавливать суд.