Бюджетные войны в Евросоюзе приближаются к своей кульминации

Елена Воронцова, Лондон

Сергей Гулый, Москва

В течение всего срока своего председательствования в Евросоюзе Великобритании пыталась прийти к соглашению о новом европейском бюджете на среднесрочную перспективу (2007-2013 гг.). В прошлом году к организации присоединились 10 новых стран, каждая из которых пока получает из общей казны больше, чем отдает. В условиях растущей внешней конкуренции Европа более не может позволить себе оставлять в неприкосновенности огромные дотации своим фермерам – и не менее внушительные компенсации тем странам, которые таких дотаций не получают.

На саммите Евросоюза 15 декабря британский премьер Тони Блэр должен выступить со своими окончательными предложениями - в конце года он слагает свои полномочия.

Великобритания ежегодно получает из бюджета ЕС несколько миллиардов евро т.н. "отступных". Маргарет Тэтчер выторговала их у Брюсселя еще в 1984 году под угрозой вообще прекратить взносы в общий котел. Лондон посчитал тогда крайне несправедливым, что ему почти ничего не достается из сельскохозяйственных субсидий, распределяемых Брюсселем (дотации мелкому сельскому производителю составляют львиную долю евробюджета; фермерских хозяйств в Британии гораздо меньше, чем на материке, и общая сумма такого финансирования несопоставима). Сумма "отступных" вычисляется по сложной формуле, сегодня она составляет почти 6 млрд евро.

Франция, в свою очередь, получает наибольшие из стран Союза суммы в помощь фермерам (22% из сельхозбюджета ЕС в 49 млрд евро, что составит в этом году около 11 млрд). Теперь в ЕС влилось 10 новых (и относительно бедных) стан, рассчитывающих на ресурсы из евроказны. Расходы растут, и структура бюджета не может оставаться прежней.

Весь срок пребывания у руля ЕС британское правительство пыталось договориться с партнерами о реформировании общей сельскохозяйственной политики. Лондон теперь готов даже частично отказаться от "отступных" (Блэр соглашается, что это анахронизм, он готов отказаться от 15% этой суммы) – с тем, чтобы и Париж согласился на сокращение помощи выплат фермерам, а высвобожденные таким образом средства пошли на реализацию новых проектов. Но Франция не соглашалась уступить свои позиции ни на сантиметр, и тогда во время недавней поездки по странам Восточной Европы английский премьер выступил с предложением сократить бюджет Евросоюза в целом, пропорционально основным статьям расходов.

Такое предложение, разумеется, было холодно встречено уже и новыми членами ЕС, усмотревшими здесь ущемление своих интересов. Президент Польши Александр Квасьневский назвал британскую инициативу "очень неприятным сигналом, идущим вразрез с европейской солидарностью". Квасьневского можно понять: в его стране всегда было сильна оппозиция евроинтеграции. Польские фермеры опасались, что не смогут выжить в соревновании с европейскими производителями. Склонить общественное мнение в пользу вступления в ЕС властям во многом помогли обещания полностью обновить транспортную инфраструктуру страны на деньги Брюсселя. Теперь получается, что "старая Европы" обманула "новую".

Возмущение восточных европейцев, в свою очередь, возмутило западных. Представитель председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу отметил, что Англия не собирается "брать на себя роль шерифа Ноттингемского, который отнимает от бедных и отдает богатым". А британский МИД указал, что менее состоятельные члены ЕС могут, несмотря на уменьшение бюджета, получить средства из Европейского фонда развития. Наблюдатели также указывают, что новые европейцы зачастую просто не в состоянии освоить уже выделенные им средства. Так или иначе, если споры о принятии бюджета на 2007-13 годы затянется, то вновь присоединившимся странам придется долго ожидать денег на создание сетей общественного транспорта и дорог. А всей единой Европе придется несладко в борьбе с другими мировыми центрами экономической активности.

ЕС в последние годы сталкивается со все более жесткой конкуренцией с растущими экономиками Индии и Китая. Эти страны успешно развивают менее капиталоемкие отрасли хозяйства, и за счет относительно низкой оплаты труда могут предлагать свои товары и услуги на более выгодных условиях, чем европейские компании. Речь идет уже не только о продукции традиционных отраслей промышленности (вроде текстиля), но и, к примеру, о высшем образовании, фирменным качеством которого Европа так гордится. Китайские и индийские вузы сегодня предлагают зарубежным студентам весьма приличное обучение по доступной цене. Университетский сектор там "развивается поразительными темпами", как признал британский премьер.

Правительство Великобритании предлагает пересмотреть приоритеты бюджета Евросоюза. Выступая в конце октября в Европарламенте, Тони Блэр, частности, предложил создать фонд развития высоких технологий, который помогал бы становлению конкурентноспособных компаний, работающих с новаторскими продуктами. Нынешний председатель ЕС также считает необходимым выработать единую энергетическую стратегию Союза. Сейчас каждая страна в Европе определяет свою политику в этой области, основываясь только на своих собственных потребностях в энергоресурсах. Единая энергостратегия позволила бы расходовать ресурсы более эффективно - в частности, добиваться от поставщиков выгодных условий поставок.

Британский премьер предложил навести порядок и с т.н. "европейским фондом глобализации", средства из которого более не должны идти на поддержку безнадежно убыточных компаний. При этом "фонд должен защищать интересы людей, когда реорганизация их предприятия привела к потере работы".