Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 13 апреля - крупнейший российский ученый-филолог Михаил Гаспаров. Ему исполнилось сегодня 70 лет. Михаил Гаспаров родился в Москве, получил филологическое и историческое образование. Специалист в области классической филологии, древней истории, общей поэтики и теории перевода, главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований, действительный член Российской Академии наук. Лауреат Государственной премии России, многих научных и литературных премий, автор многочисленных научных трудов, книг "Античная литературная басня", "Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре", "Записи и выписки", "Очерки русского стиха" и других. О человеке дня Радио Свобода говорит мой коллега Петр Вайль. Петр Вайль: Каждый раз, когда читаешь Гаспарова, извлекаешь из чтения урок более широкий, глубокий и тонкий, чем заявлено в заглавии и теме, даже чем ожидается, хотя пора бы уже привыкнуть к такой гаспаровской многосложности. Вот, например, он пишет о Горации, как всегда увлекательно, обладая редчайшим даром рассказывать просто о сложном, внятно о важном, кротко о большом. Он рассказывает как Гораций свою основную мысль и самую сильную эмоцию вкладывает в первую строфу, так что все остальное, своего рода, комментарий к начальным строчкам. Это запоминаешь, но не просто запоминаешь, а принимаешь как прием, как правило, вовсе не для писания, а для вообще жизни. Все надо начинать с высокой ноты, не тратить время и силы на прелюдии, не бояться расходовать себя. Кто этому научил, Гораций? Да нет, Гаспаров, переводчик культур. Он пишет о другом римском поэте Катулле. Помимо массы разнообразных интересных сведений выносишь мысль о том, что не следует слишком серьезно относиться к самому себе. Откуда эта идея? Из кружка Катулла, где поэзию именовали только "стишки"? Нет, из статьи Гаспарова, связного цивилизаций. Гаспоров, ученый и писатель, чье мировоззрение - скептицизм. Это он написал: "Я смотрю по сторонам на людей и на вещи как античный человек на природу, как на потенциальную угрозу". Или такое: "Нельзя возлюбить другого как себя, но можно невзлюбить себя как другого". Как причудливо и естественно здесь переплетаются исторический пессимизм со стоическим оптимизмом. Читаешь его "Занимательную Грецию" - это в самом деле занимательнее любого приключения, а закрыв книгу, прикасаешься к тому знанию, которое пронизывает всю литературную жизнь Михаила Гаспарова. Мир - это фрагменты, обломки, руины. Гаспаров ощутимо, почти физически прослеживает как разгнивают, распадаются, гибнут все цивилизации, даже величайшая из всех - римская. Но на смену им приходят другие, тоже обреченные. В этой безнадежности надежда, потому что только они - культура и цивилизация - способны противостоять человеческому свинству.