Дэвид Хокни

Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 19 августа - английский художник Дэвид Хокни. Он единственный современный мастер, полотно работы которого это картина "Мистер и миссис Кларк и Перси", по предложению ведущих британских художественных критиков, включено в число шедевров мировой живописи всех времен.

Дэвиду Хокни 68 лет, он получил образование в Королевской Академии искусств. В последние годы живет в США. Всемирную известность получил в начале семидесятых годов, работал в жанре поп-арта, известен также как фотограф, автор мозаичных фотомонтажей и художник-декоратор. Картина, на которой изображена супружеская чета Кларк и кошка по имени Перси, написана в 1970 году и выставлена в лондонской галерее Тэйт.

О человеке дня корреспондент нашего радио в Лондоне Наталья Голицына.

Наталья Голицына: В недавнем выпуске влиятельного журнала «Art Review» был опубликован список ста лиц, чья деятельность оказалась революционной для художественного рынка и визуального искусства нашего времени. В списке было всего семь художников и один из них - Дэвид Хокни. Эта авторитетность выдающегося английского живописца и графика зиждется не только на качестве его работ (его портреты воспринимаются как психологические эссе), но и на разработанной им философии искусства.

Хокни никогда не скрывал своей нетрадиционной сексуальной ориентации и политического радикализма. Его выгоняли из школы, он отказался от службы в армии и провел два года на альтернативной службе, он называет нынешнее британское правительство «скопищем бездарных филистеров», он возмущен запретом на курение в общественных местах и считает, что только художники спасут мир. Дэвид Хокни называет современную культуру фотографической. Доминирование фотообразов в современной цивилизации (от рекламы до кинофильмов и телевидения), убежден он, искажает представление о реальности, нивелируя ее, превращая в однообразную череду плоских картинок. Только художники, считает Хокни, способны выявить подлинную реальность. «Не удивительно, - говорит он, - что люди скучают и не способны представить, как разнообразен и прекрасен мир».

В своей монографии «Тайное знание» Хокни утверждает, что еще до изобретения фотографии старые мастера - от Ван Эйка до Веласкеса - использовали линзы для достижения своеобразия стиля и изменения пропорций натуры, но никогда не следовали всё нивелирующему реализму. Сам он, работая пользуется особой камерой с набором линз.

В одном из интервью Дэвид Хокни так выразил свое художественное кредо: «Я согласен со старой китайской истиной: живопись требует трёх вещей: руки, глаза и сердца».