Человек недели. Майя Плисецкая

Андрей Шарый: Человек недели Радио Свобода – балерина Майя Плисецкая, которая 20 ноября отмечает свой восьмидесятилетний юбилей.

Она родилась в Москве в семье репрессированного в годы сталинизма хозяйственного и партийного работника. Окончила Московское хореографическое училище В 1943 году принята в труппу Большого театра. В 47 году впервые станцевала партию Одетты-Одиллии в балете "Лебединое озеро"; эту партию Плисецкая танцевала до 1977 года. Ведущая советская танцовщица послевоенного периода. В конце семидесятых годов возглавляла балет Римской оперы, испанскую балетную труппу "Театро лирико насьональ". Последний спектакль в Большом театре танцевала в 1990 году. В 1994 году стала президентом труппы Имперский Русский балет, в Петербурге возглавила балетный конкурс "Майя". Работала с лучшими хореографами мира, танцевала на всех без исключения лучших балетных сценах. Снималась во многих фильмах, многие из которых – биографические, автор нескольких книг воспоминаний. Народная артистка СССР, Герой социалистического труда, лауреат множества профессиональных премий. Ее муж - композитор Родион Щедрин.

О человеке недели Радио Свобода говорит моя коллега Марина Тимашева.

Марина Тимашева: Знаменитый фотохудожник Ричард Аведон, который много работал с Майей Плисецкой, всегда изумлялся тому, что она во время съемок приводит себя в порядок, не глядя в зеркало. Несколько дней назад Майя Михайловна обедает в Доме журналистов. Набегают фотокорреспонденты. Плисецкая спокойно говорит: «Ну вот, а помады, наверное, уже не осталось». Родион Щедрин достает из кармана губную помаду, и Майя Михайловна, не глядя в зеркало, красит губы.

Блиц-воспоминание: Плисецкая танцует балет «Куразука» в хореографии Мориса Бежара, вернее, в этой сцене танцует не она, а ее партнер, прославленный, между прочим, танцор. А она просто сидит и помадит губы. Догадайтесь, но что смотрят зрительный зал? На сидящую Майю Плисецкую.

Всю неделю мы видели Майю по телевизору, и не было ни одного человека, который не задавал бы себе вопроса: как можно в такие лета так сохраниться? Наверное, многие сочли телевизионную картинку делом техники, но я видела ее несколько раз подряд совсем близко. Наверное, Майе Михайловне помогают чудеса современной косметологии, но отчего они не слишком выручают других? Лицо Майи Михайловны абсолютно подвижно, жизнь его черт не стянута никакими специальными операциями. И самое главное – глаза, огромные, как-то по-египетски разрезанные и сияющие, как у влюбленной девушки. Этого не добьешься ни линзами, ни «Визином», только бесконечным, неиссякаемым интересом к жизни.

Я не знаю, как закалялась эта сталь - в снегах Шпицбергена или в хореографическом училище, в бесконечных утратах, в том, что редко удавалось танцевать современную хореографию, приходилось искать собственную индивидуальность в проверенном репертуаре. Знаю только, что она фантастически волевой, дисциплинированный и умный человек. Что она единственная балерина, чей даже не танец, а силуэт я различу в кромешной темноте кулис на старой записи. Что она сама произведение искусства и при том самая эротичная женщина на балетной сцене. И очень женщина. Жан-Поль Готье прислал Майе платье для дня ее юбилея. Майя примерила и отказалась, сказала, что платья ее полнят.