Российские власти ведут преследование сотрудников компании ЮКОС

Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Алексей Андреев и Наталья Голицына.

Андрей Шарый: Российские власти ведут преследование сотрудников компании ЮКОС, причем ведут это преследование сразу в нескольких странах. В Ханты-Мансийском автономном округе арестован генеральный директор одного из добывающих предприятий ЮКОСа – «Западно-Малобалыкское» - Олег Витка.

Алексей Андреев: Информация о том, что силовики Ханты-Мансийского округа задержали генерального директора совместного предприятия ЮКОСа и венгерской компании «МОЛ» Олега Витку, появилась в Нефтеюганске накануне вечером. Пока эту информацию ни следствие, ни в суде не комментируют. Как удалось выяснить, Витка был вызван на допрос 9 марта, а затем арестован с санкции суда на два месяца по факту нарушения лицензионного соглашения, которое выразилось в превышении уровня добычи над условиями лицензирования. Ранее Витка проходил только в качестве свидетеля по уголовному делу о сверхлицензионной добыче нефти, возбужденному прокуратурой автономного округа.

В феврале сообщалось, что «МОЛ» перераспределила каналы продажи нефти, производимой «Западно-Малобалыкским», чтобы сделать его независимым от ситуации вокруг ЮКОСа. Наблюдатели связывают арест Витки исключительно с профессиональной деятельностью и говорят, что список фамилий людей, имеющих отношение к ЮКОСу и повергнутых уголовному преследованию, на этом не закончится.

Андрей Шарый: Генеральная прокуратура России добивается экстрадиции попросивших политического убежища в Великобритании трех бывших сотрудников ЮКОСа - Дмитрия Маруева, Натальи Чернышевой и Александра Горбачева. Они обвиняются в мошенничестве в крупных размерах. В лондонском суде начались предварительные слушания по этому делу. Из Лондона сообщает наш корреспондент.

Наталья Голицына: Генеральная прокуратора России, требующая экстрадиции находящихся в Англии Маруева, Горбачева и Чернышевой, подала иск с просьбой об их экстрадиции в лондонский магистратский суд. На предварительных слушаниях представитель Генпрокуратуры заявил, что эти трое финансистов входили в организованную Платоном Лебедевым преступную группировку, которая путем мошенничества похитила федеральные бюджетные средства, выделенные Волгоградской области на строительство жилья для военнослужащих. По версии Генпрокуратуры, с помощью начальника управления регионального бизнеса «Роспрома» Натальи Чернышевой в 1997 году были созданы две фиктивные фирмы, которые открыли счета в банке «Менотеп» – главном акционере ЮКОСа. В сговоре с заместителем главного бухгалтера ЮКОСа Дмитрием Маруевым, утверждает обвинение, Чернышева сфабриковала ряд фиктивных документов, позволивших дочерней компании ЮКОСа «Юганскнефтегаз» получить из бюджета причитающиеся Волгоградской области 76 миллиардов рублей. Иск об экстрадиции Генпрокуратуры обоснован именно этими обвинениями. Обвиняемые категорически отрицают свою вину, заявляя, что действовали в рамках тогдашнего российского законодательства и что полученные ими средства администрация Волгоградской области задолжала «Юганскнефтегазу» за поставленные нефтепродукты.

Прокомментировать перспективу дела об экстрадиции Чернышевой, Маруева и Горбачева в британском суде я попросила одного из ведущих британских экспертов в области международного права, королевского адвоката Клайва Николса, который, в частности, участвовал в процессах об экстрадиции генерала Пиночета.

Клайв Николс: Проблема этого дела сводится к реализации положений закона об экстрадиции. Одно из важных, существенных его положений заключается в том, что, согласно закону о правах человека, обвинения в адрес лица, чьей экстрадиции требует иностранное государство, не принимаются судом во внимание в тех случаях, когда экстрадиция не соответствует положениям этого закона, то есть по сути дела - Европейской конвенции об экстрадиции. Я не участвую в этом процессе, но уверен, что в суде в отношении скрывающихся в Британии российских граждан будет рассмотрена возможность того, что в случае их выдачи России они могут быть подвергнуты там пыткам или другим видам насилия со стороны властей. Будет принята во внимание и другая вероятность: в случае возвращения в Россию у них не будет возможности справедливого рассмотрения их дела в суде.

Наталья Голицына: Господин Николс, можно ли считать, что рассмотрение этого дела судьей Тимоти Уоркманом – тем же самым судьей, который рассматривал дела об экстрадиции Бориса Березовского и Ахмеда Закаева, – также часть британской юридической практики в такого рода делах?

Клайв Николс: Полагаю, что именно так. Он - старший судья, специализирующийся на делах об экстрадиции, и этот тот уровень, который необходим для рассмотрения подобных дел. Мне известны комментарии по этому поводу. Выступающий от имени истца обвинитель может дать отвод этому судье. Однако должен сказать, что такого рода обвинения в адрес судьи со стороны истца или защиты крайне редки в практике английского судопроизводства.

Наталья Голицына: Говорил один из ведущих британских экспертов в области международного права, королевский адвокат Клайв Николс.