В Великобритании проходят парламентские выборы

Павел Давыдов: В Великобритании сегодня проходят парламентские выборы. За места в старейшем европейском парламенте традиционно борются две главные политические партии - лейбористская и консервативная. Лейбористы одержали победу на двух предыдущих парламентских выборах и находятся у власти уже 8 лет. Консерваторы, сменив лидера партии, которую теперь возглавляет Майкл Говард, надеются взять реванш. На прямую связь с нами из Лондона вышла корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына. Наталья, ждем от вас последней информации о том, как проходят выборы.

Наталья Голицына: Павел, избирательные участки открыты в Англии с 7 утра до 10 вечера, я имею в виду, конечно, лондонское время. И первые результаты ожидаются не ранее полуночи по Лондону. На прошлых парламентских выборах 2001 года явка избирателей была исключительно низкой, всего 59%, то есть примерно треть зарегистрированных избирателей не проголосовало. Среди молодых избирателей в возрасте от 18 до 24 лет тогда не проголосовало 6 из каждых 10 человек. Кстати, самая высокая избирательная активность была зарегистрирована 50 лет назад и составила 77%. В 1997 году, когда к власти пришел Тони Блэр, активность избирателей составляла 71%. На нынешних выборах, об активности которых пока не известно, они еще проходят, и результат которых, как полагают наблюдатели, предрешен, активность избирателей будет вряд ли намного выше 60%.

Павел Давыдов: Наталья, последние результаты опросов показывают, что большинство избирателей поддерживают лейбористов. Что об этом говорят наблюдатели?

Наталья Голицына: Более того, все сегодняшние газеты вышли с аналогичными заголовками: "Лейбористы готовятся к третьей исторической победе". Дело в том, что если они победят на нынешних выборах, это действительно будет третья подряд их победа, начиная с 1997 года. Последние опросы общественного мнения, как вы сказали, действительно показывают, что лейбористы опережают своих основных соперников - консерваторов. Что же касается самих цифр этих опросов общественного мнения, то они показывают, что у лейбористов 38%, соответственно, у тори 32% и у третьей, самой крупной британской партии, либерал-демократов, 22%. То есть на остальные партии приходится 8%.

Павел Давыдов: Наталья, какой состав парламента Великобритании, сколько кандидатов, много ли из них женщин?

Наталья Голицына: Сегодня за 646 мест в этом старейшем европейском парламенте, он существует с 13-го века, борются свыше 3,5 тысяч кандидатов. Кстати, сегодня же проходят и местные выборы в 34 местных советах, а также выборы 4 мэров городов. Естественно, что ведущие британские партии выставили своих кандидатов во всех избирательных округах. Что же касается других партий, то здесь расклад такой. Британская партия независимости выставила 488 кандидатов. Напомню, что она выступает за выход Британии из Европейского союза. У партии зеленых 200 кандидатов, и у Британской национальной партии 118 кандидатов, это крайне правая националистическая партия.

В чем же принципиальные различия предвыборных программ главных политических партий? Говорит дипломатический редактор газеты "Таймс" Майкл Биньон.

Майкл Биньон: Сами эти программы во многом необычайно схожи. Возможно, что один из самых интересных моментов этих выборов состоит в том, что идеологические различия между главными партиями весьма незначительны. В некоторых вопросах, к примеру, пенсии или улучшение системы образования, они придерживаются сходной политики. Различия состоят лишь в проблемах компетентности и менеджмента. Тори утверждают, что лейбористы впустую тратят огромные деньги, руководствуясь при этом политикой, которая, возможно, и правильна в принципе, однако плохо реализуется. Лейбористы настаивают, что они более компетентны, чем консерваторы в действительно важных для избирателей вопросах здравоохранения, образования, социальных служб и правительственных расходов. Одно из различий предвыборных программ этих партий еще и в том, что у консерваторов нет детально разработанных планов того, чем они займутся, если придут к власти. Их программа насыщена общими идеями и обобщенными предложениями, тогда как лейбористы, которые уже 8 лет находятся у власти, обладают гораздо более разработанной программой.

Никита Татарский: Первые результаты парламентских выборов в Великобритании станут известны в ночь на пятницу. Как нынешние выборы скажутся на взаимоотношениях между Россией и Великобританией? На такой вопрос в интервью корреспонденту Радио Свобода Максиму Ярошевскому ответил политолог, президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов.

Максим Ярошевский: Насколько велико значение этих выборов для России?

Вячеслав Никонов: Я не считаю, что для России значение английских выборов слишком велико. Это во времена советской власти в Советском Союзе внимательно следили, кто придет к власти - лейбористы или консерваторы, и от этого, как считалось, могло зависеть то или иное развитие двусторонних отношений. Сейчас российско-английские отношения достаточно позитивно развиваются вне зависимости от того, кто находится у власти. Если проблемы возникают, то они не связаны с характером того правительства, которое находится на Даунинг-стрит. Последние противоречия были связаны с Ираном. Я не думаю, что если бы у власти в Англии были консерваторы, Англия отказалась бы от поддержки Соединенных Штатов во время иракской операции. То есть, на мой взгляд, сам по себе исход выборов в Великобритании для России, для ее внутренней, внешней политики принципиального значения не имеет.

Максим Ярошевский: Вы можете дать оценку политике Блэра и взаимоотношениям Путина и Блэра на сегодняшний момент?

Вячеслав Никонов: Отношения между Путиным и Блэром - это история ухудшающихся отношений. Я напомню, что Тони Блэр был первым из западных политиков, который еще в 2000 году, когда Путин только стал президентом России, прокладывал дорогу в Москву и устанавливал контакт западного мира с Путиным, который тогда представлялся зловещей кэгэбэшной фигурой. А потом эти отношения, действительно, личные были очень сильны и крепки. Затем произошло несколько событий, которые отношения ухудшили, прежде всего война в Ираке и оценка Великобританией тех событий внутриполитических в России, которые происходили в последние годы. Сейчас, если сравнивать отношения Путина с ведущими европейскими лидерами, пожалуй, его отношения с Блэром можно охарактеризовать, как весьма прохладные. Они, естественно, более прохладные, чем его отношения с такими лидерами, как Шредер, Ширак или Берлускони.

Максим Ярошевский: Как вы считаете, все-таки кто выгоднее российской власти и Министерству иностранных дел в этих выборах?

Вячеслав Никонов: Всегда очень сложно говорить, какое правительство лучше. Бывали проблемы и с консерваторами, и с лейбористами. Если говорить общетеоретически, России и до этого Советского Союзу всегда было легче иметь дело с более прагматичными политиками, а это, как правило, все-таки политики консервативного спектра. Поэтому, на мой взгляд, с консерваторами типа Тэтчер российской власти иметь дело проще, чем с людьми более левых взглядов.

Максим Ярошевский: Ваш прогноз: кто победит?

Вячеслав Никонов: Чем ближе час подведения итогов выборов в Великобритании, тем больше уверенности, я думаю, у всех, что лейбористы сохранят свои позицию. А это значит, что никаких серьезных изменений в российско-английских отношениях не будет и британская власть, я думаю, во внешней политике сохранит преемственность.