Российские правозащитники проводят акцию «молчаливой солидарности» с Михаилом Ходорковским

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Кирилл Кобрин: Сегодня у стен тюрьмы "Матросская тишина" российские правозащитники проводят акцию «молчаливой солидарности» с Михаилом Ходорковским, который объявившим голодовку из-за перевода его друга и компаньона Платона Лебедева в карцер. Тему продолжит корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.

Марьяна Торочешникова: Платона Лебедева перевели в карцер следственного изолятора 19 августа, однако о голодовке его друга Михаила Ходорковского стало известно лишь вчера от его адвоката Антона Дреля. В Федеральной службе исполнения наказаний эту информацию не подтверждают, а комментировать ситуацию отказываются, не исключая при этом возможности принудительного кормления Ходорковского в случае ухудшения его здоровья. Чтобы выяснить, что происходит на самом деле, мой коллега Карэн Агамиров позвонил маме Михаила Ходорковского Марине Филипповне.

Карэн Агамиров: Когда началась голодовка?

Марина Филипповна: Я думаю, что как только он узнал о том, что посадили в карцер Лебедева, наверное, с 19. У меня такое ощущение, что он не хотел объявлять, чтобы его насильно не начали кормить, во-первых. Во-вторых, не хотел, чтобы это до нас дошло.

Карэн Агамиров: А как он переносит ее, по вашей информации?

Марина Филипповна: Адвокат сказал, что довольно прилично он выглядит, но не скажу, что хорошо.

Карэн Агамиров: Сухая голодовка - это достаточно серьезно.

Марина Филипповна: Да, это очень серьезно.

Карэн Агамиров: В молодости были моменты, когда он мог день или два не есть, отказываться?

Марина Филипповна: Да, нет. Такого у нас не было.

Карэн Агамиров: Как вы себя чувствуете?

Марина Филипповна: Когда это услышала, я понимаю, что это такое. Во-вторых, в том ассортименте продуктов, которые мы можем теперь передавать, как выйти теперь из этого состояния, я не знаю. Там ничего нельзя, кроме таких продуктов, которые после голодовки нельзя есть - редька, редиска, лук, чеснок разрешены. Все, что после голодовки никак нельзя, тем более что у него очень сильный гастрит. Сыр еще принимают. Но дело в том, что сейчас жарко, а холодильник там "Бирюса". Это старый холодильник. На 16 человек такой холодильник! Туда практически ничего нельзя положить.

Карэн Агамиров: Долго он еще будет голодать, как вы думаете?

Марина Филипповна: Как выпустят Лебедева.

Карэн Агамиров: А если не выпустят?

Марина Филипповна: Не знаю.

Карэн Агамиров: Как отец держится?

Марина Филипповна: Уехал к адвокатам сейчас.

Карэн Агамиров: А здоровье?

Марина Филипповна: Голова трясется.

Карэн Агамиров: Выдержит он все это, Марина Филипповна, как ваше материнское сердце подсказывает?

Марина Филипповна: Я надеюсь, если чего-нибудь еще изуверского не придумают. Там, говорят, есть камеры, в которых спать можно только по очереди. Там столько народу, что коек на всех не хватает. Еще есть широкий ассортимент.

Марьяна Торочешникова: Голодающего в знак протеста Михаила Ходорковского и помещенного в карцер Платона Лебедева решили поддержать российские правозащитники. Сами они, правда, голодать не собираются, но готовы сегодня вечером провести акцию «молчаливой солидарности» у стен "Матросской тишины".

Впрочем, судя по тому, что семидневный срок содержания Платона Лебедева в карцере следственного изолятора истекает завтра, можно предположить, что завтра же прекратится и голодовка Михаила Ходорковского. Кроме того, завтра же истечет ранее установленный Мещанским судом Москвы срок ознакомления адвокатов Михаила Ходорковского и Платона Лебедева с протоколом судебного заседания. И. хотя адвокаты Лебедева просили дать им больше времени на изучение протокола, ссылаясь в том числе на перевод Лебедева в карцер, Ходорковского - в общую камеру и в принципе довольно большой объем самого протокола судебного заседания, мещанский суд ходатайство отклонил. Говорит адвокат Платона Лебедева Константин Ривкин.

Константин Ривкин: Та часть протокола, которая согласно Закону была предоставлена нам в подлиннике, она полностью нами была переснята, изучена. Мы подготовили достаточно большой объем замечаний на 150 страницах.

Марьяна Торочешникова: Так что теперь остается дождаться, когда Московский городской суд назначит дату рассмотрения кассационной жалобы адвокатов Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Кстати, освещение этого события может обернуться для большинства журналистов серьезными трудностями. Председатель Московского городского суда Ольга Егорова утвердила новые Правила аккредитации представителей СМИ в Мосгорсуде. Теперь журналисты обязаны получить годовую аккредитацию, подписанную лично судьей Егоровой. Согласно новым правилам журналисты будут обязаны использовать в своих публикациях о Мосгорсуде только документально подтвержденные факты. Лишить же этой аккредитации журналиста могут в частности за «бездоказательную критику судей и работников аппаратов судов».

Адвокат Платона Лебедева Евгений Бару не исключает, что подобное нововведение - часть подготовки к предстоящему рассмотрению в Мосгорсуде жалобы Ходорковского и Лебедева. В свою очередь президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов расценивает новые правила, как введение цензуры на публикации о работе Мосгорсуда.

Алексей Симонов: При всей моей симпатии к адвокатам господина Ходорковского и господина Лебедева, я думаю, что они в данном случае излишне перетягивают одеяло на себя. Я считаю, что это общая тенденция, которая существует. Дело Ходорковского и Лебедева - лишь частный случай проявления этой общей тенденции.

Марьяна Торочешникова: В Мосгорсуде не согласны с тем, что правила аккредитации нарушают права журналистов. Пресс-секретарь Мосгорсуда Анна Усачева в своем интервью агентству "Интерфакс" заявила, что правила не только не мешают журналистам работать, "более того, направлены на объективное освещение работы Мосгорсуда и других районных судов". И, разумеется, сказала Усачева, "создание пресс-службы и появление правил аккредитации никак не связано с рассмотрением какого-либо определенного дела, в том числе и дела Ходорковского".