В Северной Осетии считают необоснованными резкие заявления Владимира Колесникова в адрес руководителей республики

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Кирилл Кобрин: Доклад комиссии парламента Северной Осетии по расследованию причин и обстоятельств трагедии в Беслане может быть обнародован в конце нынешнего месяца. Тем временем североосетинские парламентарии ожидают ответ от генерального прокурора России по поводу недавних заявлений его заместителя Владимира Колесникова в адрес руководства республики. Парламентарии расценили обвинения в отношении главы республики Теймураза Мамсурова и первого вице-спикера парламента Станислава Кесаева как некорректные.

Олег Кусов, Москва: С первыми выводами республиканской комиссии под руководством Станислава Кесаева депутаты североосетинского парламента могут быть ознакомлены уже 29 сентября. Говорит руководитель информационно-аналитического центра парламента Северной Осетии Фатима Хабалова.

Фатима Хабалова: Первый вице-спикер парламента Станислав Кесаев, возглавляющий республиканскую парламентскую комиссию по расследованию причин и обстоятельств трагедии в Беслане, проинформировал официально нас о том, что комиссия будет готова на заседании парламента 29 сентября проинформировать нас о результатах годичной деятельности. Это на самом деле, надеюсь, будет так.

Олег Кусов: Фатима Хабалова считает необоснованными резкие заявления заместителя генерального прокурора Владимира Колесникова в адрес руководителей Северной Осетии. Заместитель генпрокурора несколько дней назад обвинил их в нежелании сотрудничать со следствием.

Фатима Хабалова: Что касается самого Владимира Ильича Колесникова, то его в республике хорошо знают, как высокопрофессионального юриста, могущего адекватно разбираться в ситуации и оценки правильные выставлять. Действительно это юрист высокого класса, с этим никто спорить, я думаю, не станет.

Я полагала, что чиновник такого ранга прежде всего должен был осмотреться, разобраться в ситуации, а потом уже выступать с такими претензиями, совершенно необоснованными, в адрес первых лиц республики. Кстати говоря, это вызвало и среди населения крайне негативную реакцию. И обращение парламента появилось как раз в ответ, как реакция на многочисленные заявления, жалобы, которые поступали от населения.

Я бы драматизировать ситуацию не стала, тем не менее, считала бы вполне уместным, если бы сам Владимир Ильич в этой ситуации проявил какую-то инициативу и нивелировал ситуацию, им же созданную. А в целом и первые лица, и сам глава республики Мамсуров, и спикер парламента, и первый вице-спикер, они всегда готовы сотрудничать. И в течение всего этого года в той мере, в какой они привлекались к работе следственной группы, они активно участвовали во всем, о чем их, так сказать, не просили. Поэтому тем более непонятно было, чем вызван этот высокий градус эмоций, оно совершенно необоснован.

Олег Кусов: Основная доля критика была высказана Владимиром Колесниковым в адрес первого вице-спикера Станислава Кесаева. Но позиция Кесаева остается неизменной.

Станислав Кесаев: У нас свое парламентское расследование. Ни обвинительного заключения, ни на суд мы не ходим. То есть мы не знакомы с официальной версией, мы ведем свое расследование. И если есть где-то наши результаты, которые я, как руководитель комиссии, озвучиваю с согласия членов комиссии, и если на них потом обращают внимание или, грубо говоря, нервно реагируют представители официального следствия, то я могу сказать, одним из пробелов в российском законодательстве является неузаконенность формальная парламентских расследований. Но нам никто не запрещает создавать комиссии и расследовать любые факты, относящиеся к жизни нашей республики и нашей страны. Если появляется вот эта нестыковка, то, я считаю, что истину устанавливать одному ведомству нельзя. Нам нельзя запрещать иметь своего мнение, и когда мы его обнародуем, пожалуйста, мы будем доступны для критики, а может быть еще и для большего прокурорского реагирования. И за каждое свое слово и за каждое свое предложение мы будем отвечать, если этим нарушим интересы государства.

Олег Кусов: В комитете «Матери Беслана» осудили высказывания Владимира Колесникова в адрес главы республики Теймураза Мамсурова и первого вице-спикера Станислава Кесаева.

Марина: Нужно на ком-то свою злость спустить. Например, нам неприятно, что он «наезжает» на Мамсурова. Значит, настоящие виновники остаются в стороне. Как бы ни было, он тоже потерпевший, и непозволительно, чтобы с ним таким тоном разговаривали на весь мир, во всеуслышанье.

Олег Кусов: Это было мнение члена комитета “Матери Беслана» Марины, которая не стала называть свою фамилию. «Нам закрывают рот. За это интервью, возможно, и мне влетит», - пояснила она.

Марину, как и многих других членов комитета, возмутило сообщение заместителя генпрокурора России Николая Шепеля о причастности к теракту в школе международных террористов.

Марина: В средствах массовой информации, по телевидению показали, в каком именно месте готовилась эта операция, и потом вдруг мы слышим, что это международный терроризм, что это все за границей. Конечно мы все удивлены этому. Теперь почему-то нам говорят, что в основном там были арабы. А кто такой тогда Кулаев? Очень много неясного, мы тоже пытаемся сами разобраться в этом. Почему-то с приездом Колесникова стали об этом говорить.

Вы знаете, у нас в комитете есть список террористов. Но мы хотим добиться того, чтобы нам дали фамилии, адреса этих террористов, фотографии, какими они были при жизни. У нас их фотографии, настолько они изувечены. Люди потерпевшие, которые были в эти трагические дни в зале, они говорят: "Тех террористов, которые нас захватили, мы на фотографиях не видим, даже среди обезображенных трупов".

После того, как на весь мир Шепель объявил, после этого у нас много неясного появляется. Мы будем это все заново, нам нужно изучить список вот этих обезображенных трупов. То, что нам хотят все по-другому преподнести теперь уже, мы это тоже понимаем.

Вообще-то, знаете, то, что сейчас творится, если мы закроем на Беслан глаза (на "Норд-Ост" закрыли глаза, не будем говорить уже о тех домах, которые взорвали), то это все будет повторяться и повторяться, к сожалению. Никто из нас не застрахован абсолютно ни от чего. К сожалению, президент нам об этом сам сказал, что он нас не может защитить, что нет в мире такой силы, которая бы защитила от терроризма. Значит, выходит, мы сами себя должны защищать.

Олег Кусов: Как отмечают жители Беслана, они не рассчитывали, что после встречи активистов общественного комитета с президентом Путиным Генеральная прокуратура вдруг заговорит о вине международных террористов в бесланской трагедии.