Результаты помощи, которую Запад оказывал странам Центральной Азии последние 15 лет

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Аллан Давыдов.

Андрей Шароградский: В Соединенных Штатах вышла в свет книга под названием «Второй шанс Центральной Азии», написанная видным американским специалистом по странам Центральной Азии. Книга посвящена результатам помощи, которую Запад оказывал странам Центральной Азии в период их почти полуторадесятилетнего постсоветского развития. Слово вашингтонскому корреспонденту Радио Свобода Аллану Давыдову.

Аллан Давыдов: Автор книги - Марта Олкотт, ведущий научный сотрудник штаб-квартиры Фонда Карнеги за международный мир в Вашингтоне. В своем труде она анализирует упущенные Западом возможности содействия политическим и экономическим реформам в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане после развала СССР в 1991 году. За минувший период, утверждает Марта Олкотт, Центральная Азия пережила два кризисных момента, на которые Запад откликался предоставлением помощи, дающей региону реальный шанс вступить в новую полосу развития.

Марта Олкотт: Первый кризис связан с обретением независимости республиками Центральной Азии. Лучшим вариантом выхода из той ситуации выглядела бы установка правильных приоритетов для проведения динамичных реформ. Но неопытность как руководителей республик, так и международного сообщества в ведении дел с ними привели к фальстарту. Хотя возможностей влиять на строительство их новых экономических и политических институтов было предостаточно. Запад, увлеченный тогда крахом коммунизма в Восточной Европе, слишком поздно понял, что происходит в республиках Центральной Азии. В этих обществах успели окрепнуть нежелательные тенденции развития, переломить которые нам оказалось не под силу к тому времени, как мы разобрались в ситуации.

Аллан Давыдов: Марта Олкотт говорит, что во второй половине 90-х годов усиливалось разочарование объемом и темпами демократических и рыночных преобразований в Центральной Азии. Но в 2001 году наступил второй критический и в то же время обнадеживающий момент, который, казалось, мог дать новый мощный импульс затухающим реформам. Это - вхождение большинства стран Центральной Азии в число союзников Запада по антитеррористической борьбе после терактов 11 сентября.

Марта Олкотт: Представляется очевидным, что 11 сентября стало для региона вторым шансом. Со стороны международного сообщества в Центральную Азию пошли новые идеи и финансовая помощь в еще больших масштабах, чем прежде. Такой поток ресурсов объективно позволял лидерам региона если не начать с чистого листа, то хотя бы критически пересмотреть свою внутреннюю политику. Мы не указывали им на их ошибки, а предлагали новое стратегическое партнерство как положительный стимул для изменения выбранных ими ранее вариантов развития.

Аллан Давыдов: Марта Олкотт резюмирует, что и этот шанс был упущен. Творцам американской внешней политики не удалось убедить Узбекистан - ключевое государство региона - сменить векторы развития. С Таджикистаном и Кыргызстаном сотрудничество шло не в такой мере, в какой они были готовы. В Казахстане, по мнению политолога, результаты оказались неадекватны вложенным Соединенными Штатами в эту страну средствам. Туркменистан вообще не дает повода надеяться на какие-либо перемены. Недавнее свержение президента в Кыргызстане и расстрел толпы демонстрантов в Узбекистане, Марта Олкотт рассматривает как конец эйфории и признак приближения третьего за последние 15 лет регионального кризиса, сопровождаемого заметным изменением геополитической ситуации и ростом угрозы народного бунта. Для политолога пока остается неясным, как может выглядеть следующий шанс выхода из кризиса и как он будет использован.

В обсуждении книги Марты Олкотт «Второй шанс Центральной Азии» в Фонде Карнеги в Вашингтоне участвовал Стивен Сестанович, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям, в прошлом посол по особым поручениям и советник госсекретаря США по странам СНГ. Не отказывая теории Марты Олкотт о двух шансах в праве на существование, он не рассматривает их как полностью упущенные. Он считает, что помощь Соединенных Штатов странам Центральной Азии в 90-е годы все же придала определенный положительной импульс развитию центральноазиатских стран. И приводит примеры. Казахстан создал нефтяной фонд, подобный норвежскому и сейчас претендует на роль председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Кыргызстан стал первым из стран СНГ кандидатом в Международную торговую организацию. Даже Узбекистан, долго осторожничавший с переходом к конвертации валюты, настойчиво пытался понять, сможет ли он сделать ее частью стратегии экономического прогресса. Другое дело, говорит Сестанович, что Соединенные Штаты в минувший период переоценивали способность центральноазиатских элит к переменам.

Стивен Сестанович: Я бы разделил все постсоветские страны на две категории. В одних свергнутые лидеры спасаются бегством, в других - нет. Все сегодняшние страны Центральной Азии подпадают под первую категорию. Однако я не исключаю, что после периода хаоса может наступить прогресс. И, хотя нарастание нестабильности в этих странах будет продолжаться, вопрос в способах ее преодоления силами как возмущенного населения, так и части разочарованной и напуганной элиты. Подозреваю, что в разных странах региона ответ на данный вопрос будет выглядеть по-разному. Но именно это и будет третьим шансом Центральной Азии.

Аллан Давыдов: Более пессимистично оценивает ситуацию в Центральной Азии и дальнейший ход событий известный американский журналист, заместитель главного редактора газеты «Вашингтон Пост» Роберт Кайзер. Он считает, что нынешняя ситуация в центральноазиатских странах олицетворяет собою внешнеполитический провал в этом регионе двух подряд администраций Белого дома. Кайзер говорит, что американские официальные лица заслуживают упрека в неспособности разглядеть истинные намерения центральноазиатских лидеров. И приводит в пример отношения с Узбекистаном, который до недавнего времени не переставал декларировать перед американскими партнерами свою приверженность строительству демократических институтов.

Роберт Кайзер: Мы подписали ряд документов с президентом Каримовым буквально через несколько месяцев после событий 11 сентября. Он тогда стал нашим стратегическим союзником и предоставил военно-воздушную базу. Но довольно скоро стало ясно, что все эти договоренности о демократизации узбекского общества оказались классическим образцом дипломатического очковтирательства. И если мало-мальски неглупый гражданин Узбекистана сопоставит содержимое этих документов с нынешней действительностью в своей стране, то он просто поднимет нашу с вами супердержаву на смех за то, что она дала так дала себя обвести. И сделает для себя соответствующие выводы.

Аллан Давыдов: По мнению Роберта Кайзера, американские аналитики, возможно, недостаточно учитывают силу и значение кланов в странах Центральной Азии. Он говорит, что и Каримов, и Назарбаев, и Рахмонов возглавляют общества, традиционно пронизанные синдромом важной персоны, которая не желает длиться ни властью, ни привилегиями. Журналист не видит перспектив демократического развития центральноазиатских стран в ближайшие годы.