В Ираке идет подсчет голосов, поданных на референдуме по новой Конституции страны

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.

Андрей Шароградский: В Ираке идет подсчет голосов, поданных на субботнем референдуме по новой Конституции страны. Пока неизвестно, когда появятся первые результаты, однако наблюдатели считают: судя по количеству иракцев, пришедших на избирательные участки, документ, скорее всего, будет принят. Повстанцам не удалось сорвать голосование.

Кирилл Кобрин: Подсчет голосов идет на 5800 избирательных участках по всей стране, где были зарегистрированы 15,5 миллиона иракцев. Согласно предварительным данным, в голосовании в Багдаде и еще семи провинциях приняли участие около двух третей избирателей, а еще в шести - от 30 до 60 процентов. Особое беспокойство властей вызывали регионы, населенные суннитами; именно эти части страны являются оплотом сопротивления. Одна из таких провинций - Анбар на западе Ирака, в которой периодически проходят масштабные операции американских военных и правительственных войск. Данные о явке избирателей из нее пока неизвестны. Другая провинция, в которой ситуация крайне нестабильная - Кадисия. Там, судя по всему, проголосовали менее 30 процентов зарегистрированных избирателей. Власти города Тикрит - родины свергнутого иракского диктатора Саддама Хусейна - сообщают, что здесь около 96 процентов принявших участие в голосовании отвергли проект Конституции.

Иракские власти ожидали многочисленных нападений повстанцев в день референдума, однако их опасения не оправдались: акты насилия были, но не в таком количестве. В провинции Анбар были похищены 10 сотрудников избирательной комиссии. В Багдаде на избирательном участке был застрелен один человек. Там же два полицейских были ранены в результате взрыва бомбы, заложенной на обочине дороги. То, что голосование, в целом, прошло спокойно, отмечают почти все местные политики. Вот что сообщил нашему радио глава иракской избирательной комиссии Эззалдин аль-Мухаммади.

Эззалдин аль-Мухаммади: Представитель правительства Ирака Лэйт Кубба заявил.

Лэйт Кубба: Мы понимаем, что каков бы ни был итог голосования, да или нет, это будет результат, который поставил перед нами новые задачи. Мы знаем, что в Ираке существует определенная поляризация мнений, а это ведь как в большой семье: если кто-то недоволен, трудно оставаться под одной крышей.

Кирилл Кобрин: Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зебари высоко оценил сам факт того, что референдум - несмотря на нестабильную ситуацию в стране - все-таки состоялся.

Хошияр Зебари: Вне зависимости от результатов голосования, я думаю, впервые мы можем сами определять нашу Конституцию и будущее не под давлением, а свободно. Этот проект Конституции не окончателен, будут поправки. Но основные принципы, свободы и права останутся.

Кирилл Кобрин: Американские руководители также положительно отозвались о ходе референдума. Госсекретарь США Кондолиза Райс, хотя и не исключила, что насилие в Ираке будет продолжаться даже в случае принятия новой конституции, подчеркнула, что - по мере продвижения страны к демократии - повстанцы будут терять поддержку населения.

Кондолиза Райс: Перед нами возникает перспектива, и очень хорошая перспектива - создание демократического и процветающего Ирака, который будет решать свои проблемы методами политического компромисса и станет образцом для перемен на всем Ближнем Востоке.

Кирилл Кобрин: Президент США Джордж Буш заявил по поводу иракского референдума.

Джордж Буш: Я очень доволен тем, что - по поступающим сообщениям - актов насилия на этот раз было гораздо меньше, чем во время предыдущих выборов. Это - заслуга иракцев, сил безопасности, которые мы подготовили, а также сил коалиции, которые делают все возможное для того, чтобы демократия в Ираке развивалась.

Кирилл Кобрин: Напомню, проект новой Конституции Ирака был выработан после месяцев острых дискуссий. Этот документ - компромисс, который в разной степени удовлетворяет все три главные общины страны - шиитов, суннитов и курдов. Шииты, составляющие большинство населения Ирака, выступают за большее место ислама в жизни общества, сунниты отстаивают более светский характер государства и - одновременно - опасаются ущемления своих прав шиитами. Курды защищают свою автономию и право контролировать богатые нефтью районы страны. Все эти противоречия предопределили конфликт в Национальной Ассамблеи вокруг проекта Конституции.

Не все гладко было и с избирательным законом, по которому прводился субботний референдум. Ассамблея за несколько дней до голосования вдруг изменила этот закон, облегчив процедуру принятия Конституции. Демарш иракских парламентариев вызвал протесты в стране и мире - под давлением буквально на следующий день закон был возвращен к прежнему своему виду. Таким образом, чтобы Конституция не была принята, против нее должны проголосовать не менее двух третей избирателей в, как минимум, трех из 18 иракских провинций. Если же Конституция будет одобрена, в декабре состоятся выборы нового - теперь уже постоянного - правительства. В противном случае Национальная Ассамблея будет распущена и конституционный процесс начнется с нуля.

О возможных итогах референдума в Ираке и о перспективах развития политической ситуации в этой стране я побеседовал с Владимиром Исаевым, заместителем директора Института востоковедения Российской Академии наук.

Владимир Исаев: Мне представляется, что проект будет принят, учитывая, что в референдуме приняло участие достаточно большое количество иракцев, по некоторым подсчетам - около 65 процентов. Правда, то, что основное большинство составили жители Юга и Севера, - это у меня тоже сомнений не вызывает.

Кирилл Кобрин: То есть вы думаете, что сунниты полностью отвергли этот проект?

Владимир Исаев: Вы знаете, по первым предварительным данным, в общем, две провинции, судя по всему, отвергли этот проект. Хотя, чтобы Конституция не была утверждена, необходим был отказ трех провинций, но две из них проголосовали против, что, в общем, наводит на тревожные мысли.

Кирилл Кобрин: Давайте теперь поговорим о перспективах Ирака после референдума. Такой раскол страны был обозначен, конечно же, не референдумом, он существует исторически. Можно ли говорить, что перспективы Ирака как единого государства после референдума могут стать слабее, потому что сунниты проголосуют - по крайней мере, часть из них - против?

Владимир Исаев: Я думаю, что уже будущее единство страны оказалось под очень серьезной угрозой. Потому что, согласно этой Конституции, как известно, в течение ближайших 8 лет, в принципе, фактически речь идет о том, что можно будет создать некоторыми районами, регионами и провинциями фактически самостоятельные государства. И в этом плане, я думаю, курды, например, не заставят себя долго ждать, чтобы создать свое государство, о котором они достаточно давно уже мечтают. Но это вызывает ряд вопросов, потому что против создания такого государства, во всяком случае на сегодняшний день, выступают и Турция, и Сирия, выступает Иран, поэтому это может вызвать дальнейшее обострение ситуации на Ближнем Востоке.

Кирилл Кобрин: Я беседовал с Владимиром Исаевым, заместителем директора Института востоковедения РАН.