Программу ведет Надежда Перцева. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Мадриде Виктор Черецкий. Надежда Перцева: Откуда произошли живущие на севере Испании баски? Что это за загадочный народ, который так отличается и традициями, и культурой от всех своих соседей? Как, к примеру, удалось баскам на протяжении тысячелетий сохранять свой древний язык, в то время как живущие рядом народы - испанцы и французы - свои коренные языки давно утратили и говорят на относительно молодых романских наречиях? Обо всем этом спорят ученые. Виктор Черецкий: Одна из теорий происхождения басков гласит, что в незапамятные времена горцы с Кавказа пересекли всю Европу и остановились на севере Пиренейского полуострова, поскольку нашли для себя место, весьма напоминающее родину, напоминающее и своими живописными горами, и ущельями, и климатом. Говорит, кстати, на баскском языке, преподаватель истории из города Сан-Себастьян Ману Аристеги... Ману Аристеги: «Кавказская теория» происхождения басков подтверждается схожестью баскского языка с некоторыми кавказскими языками, в том числе грузинским. Баски всегда были свободолюбивым, гордым и воинственным народом. На их национальном характере, безусловно, сказался образ жизни горцев, изолированность от окружающего их мира. Виктор Черецкий: Любопытно, что Страна Басков была единственным районом Пиренейского полуострова, который не удалось завоевать римлянам. Позднее, приняв христианство, баски по-прежнему оставались в стороне от кипящих вокруг страстей, оберегая свои вольности. В истории Средневековья баски всплыли в VIII веке, когда наголову разбили в ущелье Ронсеваль арьергард войск Карла Великого, умертвив его предводителя - легендарного Роланда. Правда, французский эпос - знаменитая «Песнь о Роланде» - предпочел вместо басков обвинить в смерти знаменитого воина мавров. Все же смерть в бою с нехристями была более почетной, чем от рук единоверцев. Ману Аристеги: Этот случай доказывает, что баски крайне ревниво относились к любым завоевателям, оказавшимся на их земле и не проявившим к ним должного уважения. Именно в этом они обвиняли франков Карла Великого. Виктор Черецкий: Последующая история повествует о том, что баски, хотя и вошли в состав испанского королевства, но и в рамках единого государства пользовались неким особым положением, жалованными испанскими монархами «вольностями», или, выражаясь современным языков, широкой автономией. Время от времени центральные власти пытались эти вольности урезать и тогда баски восставали или участвовали в междоусобицах, принимая сторону тех испанских властителей, которые обещали им большие свободы. А между тем, в конце 19-го столетия Страна Басков стала быстро развиваться в промышленном отношении. Сюда хлынул иностранный, в основном английский капитал. Появляется тяжелая промышленность, горцы становятся пролетариями. Потянулись в Страну Басков и внутренние переселенцы, испанцы с юга и с юго-запада страны. В результате Баскония, наряду с Каталонией, стала наиболее промышленно развитой зоной Испании. В первой четверти 20-го столетия баскский пролетариат считался самым боевым в стране. Из его рядов вышла знаменитая «Пасионария» - Долорес Ибаррури и многие другие рабочие лидеры. Диктатор Франко, поднявший мятеж против законного правительства Испании в 1936 году, ненавидел басков, считая их всех подряд «красными». Одним из злодеяний, совершенных франкистами в годы гражданской войны в Испании, была бомбардировка Герники, исторического центра баскской цивилизации. Стратегического значения этот городок не имел. Авиация Гитлера, союзника Франко, разбомбила его именно как символ баскского свободолюбия. Жертвами бомбардировки стали лишь мирные жители. Ману Аристеги: Разделавшись с испанской демократией, Франко лишил Страну Басков какой-либо автономии и даже запретил баскам говорить на их родном языке. Десятки тысяч баскских демократов вынуждены были покинуть родину или оказались во франкистских тюрьмах. Виктор Черецкий: Кстати, добрая половина испанских детей, которые в ходе гражданской войны конца тридцатых годов эвакуировались в Советский Союз, были из Страны Басков. Шло время. Несмотря на жесточайшие репрессии со стороны режима Франко, в Стране Басков возродилось националистическое движение. Отколовшиеся от Баскской националистической партии левые радикалы создали организацию под названием ЭТА, увлеклись марксизмом-ленинизмом, а заодно и террором. После смерти диктатора и восстановления демократии баскам была возвращена автономия, возможность иметь свой собственный парламент и правительство, собственную полицию, флаг, гимн и так далее. Был открыт Баскский государственный университет, дети получили возможность учиться на родном языке. Террористов все эти нововведения не остановили. Они продолжали убивать, но уже не представителей диктаторского антинародного режима, а испанских демократов, тех самых, которые восстановили историческую автономию. Идеи террора не поддерживаются большинством басков. Их общество расколото. Оно устало от постоянного чувства страха, от царящей здесь атмосферы насилия.