Круглый стол, посвященный созданию книги "Шурхан арух"

Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марк Крутов.

Алексей Кузнецов: Сегодня в Москве состоится круглый стол, посвященный истории создания иудейской религиозной книги "Шулхан арух". Недавно после ее издания в России группа граждан потребовала начать прокурорскую проверку деятельности всех российских еврейских организаций. Об этом конфликте и о книге "Шулхан арух" наш коллега Марк Крутов побеседовал с руководителем Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Барухом Гориным.

Барух Горин: Последний виток кампании против этой книги начался в конце прошлого года, когда то самое заявление, которое впоследствии стало хребтовым в так называемом заявлении 19, потом заявлении 500, 5000 и так далее, оно было воспроизведено в газете "Русь православная", выходящей в Петербурге. Надо сказать, что содержание всего этого труда, я имею в виду письмо группы граждан, гремучая смесь совершенно зоологического антисемитизма, безграмотности, лжи и правды, как это часто бывает.

Дело в том, что "Шулхан арух" - это краткое содержание, дайджест, это выжимка, однотомная выжимка одного из основных еврейских богословских текстов "Шулхан арух", которые представляют из себя многотомные сочинения законов, по которым обязан жить правоверный еврей. В этом труде, который формировался в средние века, конечно, нашел своей отпечаток и тот след, которые оставили отношения к евреям в христианских странах, в христианской Европе, где на протяжении всего средневековья евреям приходилось терпеть унижения, инквизицию, погромы и так далее. Совершенно очевидно, что отношение автора книги к окружающим народам, мягко говоря, настороженное. Тем не менее, "Шулхан арух" является одной из главных книг иудаизма, впрочем, как катахезис для христиан, собрание постановлений муфтием для мусульман.

Я думаю, что представлять богословский труд средневековья как программу для современного человека, который исповедует ту или иную религию, то же самое, как судить о состоянии, скажем, современного английского языка по творениям Шекспира.

Марк Крутов: С вашей точки зрения, какова вообще вероятность в современной России межрелигиозных конфликтов, в частности между иудеями и представителями других религий?

Барух Горин: Для этого нам надо определиться с тем, что мы подразумеваем под названием "религия". Если под названием «религия» мы подразумеваем иерархов, руководство различных религиозных объединений России, то отношения с официальными структурами, как русской православной церкви, так и мусульманских объединений страны у иудейской общины России идеальные.

Марк Крутов: А на уровне простых людей?

Барух Горин: А на уровне простых людей, люди все очень разные. В общем-то, газета, которая называет себя православной, "Русь православная", это фашиствующее, совершенно шизоидное издание. Я считаю, что не конфликт никакой. Я искренне уверен, что эти люди не являются представителями какого-то религиозного вероучения. Это представители совершенно злобного животного начала в человеке любого вероисповедания. Они исповедуют античеловеческий культ, а не какую-то религию.

Марк Крутов: Барух, с вашей точки зрения, государство должно как-то вмешиваться в эту ситуацию или здесь достаточно общественных усилий?

Барух Горин: Я уверен, что государство должно вмешиваться в подобные ситуации, руководствуясь буквой закона. Я уверен, что по букве закона подобные газетенки должны быть закрыты, и люди, проповедующие публично подобные воззрения, должны находиться в местах, не столь отдаленных. Но при этом я уверен, что такая ситуация возможна. Возможна эффективная борьба государства с любыми проявлениями национализма и ксенофобии только тогда, когда общество снизит свой порог чувствительности к подобным проявлениям. Поэтому я уверен, что общественный резонанс и общественное неприятие подобных взглядов подтолкнет государство, как машину ограничения, к борьбе с подобными явлениями. Сегодня, на мой взгляд, ни государство недостаточно борется с этими явлениями, ни общество недостаточно им противостоит. На мой взгляд, это указывает на пассивность, безразличие, если хотите, леность демократических кругов.