Община черкесов В Израиле

Программу ведет Надежда Перцева. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Израиле Ровшан Гусейнов.

Надежда Перцева: В Израиле - стране репатриантов - живет народ, старейшины которого мечтают о репатриации из Израиля на историческую родину, а молодежь все больше интегрируется в израильском обществе и постепенно отдаляется от национальных корней. Речь идет о небольшой общине черкесов, волей судьбы заброшенных в конце XIX века на задворки тогда еще великой Оттоманской империи…

Ровшан Гусейнов: Во второй половине XIX века, потерпев поражение в войне с Российской империей, около полумиллиона черкесов (этим именем тогда называли, чуть ли не всех выходцев с Кавказа) бежали и нашли убежище в Оттоманской империи. Турецкий султан расселил черкесов на окраинах империи, в том числе и в Палестине. На территории нынешнего Израиля было основано три черкесских поселения. В 1869 году недалеко от города Цфат появилось село Рейхания, а в 1876 году в Нижней Галилее - село Кафр-Кама. Третья деревня была брошена из-за эпидемии в конце XIX века. Сегодня в Рейхании живут 1200 человек, а в Кафр-Каме - 2400.

Рассказывает историк и краевед Юрий Полторак.

Юрий Полторак: Эта деревенька была основана в 1876 году, как гласит «Краткая еврейская энциклопедия», «черкесами-мусульманами, бежавшими с Кавказа после его присоединения к России….»

Память о разорениях, жестокостях, грабежах и убийствах с обеих сторон сохранила великая русская литература. «Герой нашего времени», «Путешествие в Арзрум», «Кавказский пленник» и «Смерть Вазир Мухтара»…

Ровшан Гусейнов: После поражения горцам объявили, что желающие смогут остаться на родине, лишь приняв российское подданство. Остальным предложили переселиться в Турцию. И около 400 тысяч человек, жителей Северного Кавказа, предпочли своих единоверцев и были расселены на окраинах Оттоманской империи, их поселения стали турецкими форпостами на Балканах и территории современных Сирии, Ливана, Иордании, Ирака и Израиля.

Верность властям и военная доблесть - качества, присущие выходцам с Кавказа, они с готовностью проявили и на новой родине. Защита пределов империи и сбор налогов у населения стали основным видом деятельности черкесов.

Так же, как некогда турецкому султану, сегодня черкесы верно, служат и еврейскому государству, причем с первых дней его существования. В отличие от арабов-мусульман они несут службу в Армии обороны Израиля, полиции, службах безопасности. Среди черкесов немало высоких военных чинов, причём большинство из них предпочитает боевые части.

Юрий Полторак: Конечно же, в современных городах очень симпатично, такой вот симбиоз горного аула и арабского села и плюс еврейского городка. Можно увидеть людей, особенно на праздники, экипированных знаменитых черкесов, с кожаными мешочками для патронов. Очень любопытная у них мечеть с минаретом, с крыши которой удобно сбрасывать снег. Снега, естественно, здесь никакого быть не может, но традиция - есть традиция.

Ровшан Гусейнов: Можно сказать, что черкесы - старейшие эмигранты в новой истории Святой Земли. Этот гордый народ свято хранит свои народные традиции, не забывая при этом, что живет в современном развитом государстве. В местной школе дети изучают четыре языка - иврит, английский, арабский и свой - адыгейский. Как рассказывает Аднан Хархад - один из старейшин Кафр-Камы, после развала СССР среди израильских черкесов начались дебаты по поводу возвращения на историческую родину. Но в итоге лишь четыре жителя села уехали в Россию. Однако жители Кафр-Камы установили связи с черкесами в России, регулярно встречаются с ними, проводят Всемирный конгресс черкесов. До недавнего времени у израильских черкесов была арабская письменность. Затем несколько лет в селе работал российский преподаватель черкесского языка, и израильские черкесы перешли на кириллицу. Однако как посетовал старейшина: «От поколения к поколению мы все меньше передаем нашим детям наши традиции, язык, фольклор. А когда нет национального самосознания, нет решимости репатриироваться».