Сегодня в Америке. Расследование убийства членов семьи федерального судьи. «Вова ужасный» - публикация в "Уолл Стрит Джорнэлл". Майкл Джексон в роли подсудимого

Юрий Жигалкин: Кто убил членов семьи федерального судьи в Чикаго? «Вова ужасный» - публикация в "Уолл Стрит Джорнэлл". Майкл Джексон в роли подсудимого. Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке».

В пятницу директор ФБР объявил о том, что он берет под свой контроль расследование дела об убийстве членов семьи федерального окружного судьи в Чикаго. Это редкое преступление привлекло всеобщее внимание к проблеме личной безопасности судей. Власти объявили о вознаграждении за помощь в его расследовании.

Владимир Абаринов: Вернувшись на прошлой неделе домой с работы, судья Джоан Лефко обнаружила в подвале дома своих мужа и мать, убитых выстрелами в голову и грудь. Преступления против судей - большая редкость в США. Они автоматически квалифицируются как совершенные при отягчающих обстоятельствах. Появилась версия о мести за приговор, вынесенный Джоан Лефко. Как заявил на брифинге заместитель шефа чикагской полиции Хирам Грю, эта версия - не единственная.

Хирам Грю: Мы продолжаем следовать в разных направлениях, ведем допросы, изучаем улики. Мы не прекратим усилий до тех пор, пока не установим лицо или лиц, совершивших эти убийства. Это преступление будет раскрыто так же, как нами раскрыты многие другие - благодаря профессионализму наших детективов и информации, полученной от населения. Эта информация, стремление публики помочь следствию замечательны.

Владимир Абаринов: К расследованию подключилось местное отделение ФБР. Специальный агент Роберт Грант объявил о том, что за помощь в раскрытии двойного убийства назначена награда - до 50 тысяч долларов.

Роберт Грант: Мы ищем дополнительные сведения. Мы получили много информации от населения и хотим усилить это сотрудничество. Мы не отказываемся ни от одной из имеющихся версий. И мы надеемся, что после объявления награды люди, обладающие информацией или, быть может, принимавшие участие в преступлениях, возможно, решат объявиться.

Владимир Абаринов: На вопрос, почему он думает, что награда поможет собрать дополнительную информацию, Грант ответил так.

Роберт Грант: Люди руководствуются в своих действиях различными мотивами. Некоторые - деньгами, особенно люди, связанные с криминальными кругами.

Владимир Абаринов: По словам Гранта, дело о двойном убийстве взял под личный контроль директор ФБР Роберт Мюллер. Ему трижды в день сообщают о ходе расследования, а он, в свою очередь, докладывает президенту. Член палаты представителей от Иллинойса Иан Шаковски призвал Джорджа Буша увеличить ассигнования на охрану судейского корпуса.

Дело об убийстве в Чикаго привлекло всеобщий интерес еще и потому, что одна из возможных версий - месть белых супрематистов, то есть неонацистов, вожак которых признан виновным в подстрекательстве к убийству судьи Лефко и сейчас дожидается приговора. Лидер супрематистов Мэттью Хэйл остался недоволен решением Лефко по гражданскому делу. Тот, кого он подстрекал убить обидчицу, оказался информатором ФБР.

Юрий Жигалкин: «Володя ужасный» - такой заголовок неизбежно бросается в глаза на редакционной странице пятничного номера одной из самых крупных американских газет «Уолл Стрит Джорнэлл». Несмотря на то, что американо-российский саммит остался позади, российская тема постоянно всплывает в контексте американских дискуссий о демократии. Автор статьи Нина Хрущева, внучка Никиты Хрущева, профессор университета Нью Скул предложила свой довольно пессимистичный взгляд на Россию времен Владимира Путина. Суть этого взгляда изложена в первой фразе статьи: «Президентство Путина доказывает, что сталинизму нет конца в России». Поскольку этот тезис сейчас популярен у американских комментаторов, я решил задать вопрос самому автору статьи Нине Хрущевой, что, собственно, заставляет ее сделать столь грустный, если не безнадежный вывод о перспективах России?

Нина Хрущева: Получается так. Может быть, это звучит слишком жестоко, но раз вы меня спрашиваете, я вам на этот вопрос отвечу. Когда в истории есть один диктатор - жалко, неприятно, ужасно жалко народ. Когда в истории два диктатора - тоже неприятно и жалко. Три и так далее... А когда это повторяется через каждые 15 лет, во всяком случае, какая-то диктаторская форма, то здесь уже начинаешь задумываться, какие же проблемы с самим народом. Потому что, как я уже сказала, пора бы выйти на какую-то более прямую дорогу, перестать смотреть назад и думать, какие мы когда-то были великие и как хочется снова быть великим. Для того чтобы быть великими, нужно все время что-то делать.

Юрий Жигалкин: Нина, но не выбиваются ли этой пессимистичной парадигмы, скажем, социальные протесты пенсионеров? Вот вы пишете в «Уолл Стрит Джорнэлл» о том, что 72 процента россиян верят Владимиру Путину. Но согласно независимым опросам, его поддержка в обществе все-таки падает.

Нина Хрущева: Все эти протесты - это совершенно потрясающее великолепное проявление социального сознания. К сожалению, этого недостаточно, чтобы сделать из отдельных островов огромный архипелаг. И может быть, я окажусь совершенно не права, и я окажусь очень рада, если я не права, и в 2008 году, когда президент Путин (к сожалению, я его в этом подозреваю) изменит Конституцию и не будет переизбираться, у нас начнется следующая "оранжевая революция".

Юрий Жигалкин: Вы, как и другие американские комментаторы, призываете президента Буша в своей статье сделать соответствующие выводы относительно России. Какие?

Нина Хрущева: Он начал делать выводы. Наконец-то президент Буш каким-то образом выразил сомнение по поводу того, что Россия на самом деле развивается в демократическом направлении. И проблемы с американским отношением к России все равно завязли в "холодной войне". Я думаю, что первое, что Америка должна сделать, это оценить то, что происходит в России, что происходило в России в 90-е годы, серьезно, объективно, без "холодновойновых" всплесков, с одной стороны, а с другой стороны, без вот этих вот "раз мне Путин обещал, то все будет отлично". Нужно смотреть на эту обстановку трезво, хотя, может быть, это совершенно невозможное требование от политиков, потому что там всегда масса других политических интересов, кроме объективных.

Юрий Жигалкин: О своей статье «Вова ужасный», опубликованной в «Уолл Стрит Джорнэлл», говорила профессор университета Нью Скул Нина Хрущева.

В этой части рубрики «Сегодня в Америке» - коротко - о любопытных новостях дня и завершении первой недели суда над Майклом Джексоном.

Самый крупный в истории Нью-Йорка художественный проект - инсталляция «Ворота» художника Христо и его жены Жан Клод - оказался исключительно прибыльным для города коммерческим предприятием. Один из крестных отцов выставки мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг сообщил, что полтора миллиона туристов, из них триста тысяч иностранцев, приехавших в город посмотреть на оранжевые ворота в Центральном парке, потратили 254 миллиона долларов. «Этот проект, - заявил мэр города, - показал всему миру, что Нью-Йорк безопасен и увлекателен для туристов".

Однако горделивый отчет мэра Блумберга не утихомирил ярых критиков инсталляции, а среди них - два ведущих городских таблоида. Они безжалостно отчитывают мэра за то, что он позволил использовать дорогой многим поколениям ньюйоркцев Центральный парк в качестве фона для демонстрации того, что едва ли можно отнести к искусству, по словам таблоидов. Ньюйоркцы и Центральный парк, как говорят американские газетчики, стали лишь фигурками в небывалом гигантском действе саморекламы, устроенном амбициозными художниками.

Американская школа не учит детей основам обращения с деньгами, отсутствие финансовых знаний подводит их в будущем, многие из них попросту не способны заложить основы благополучия. К такому выводу пришли эксперты федерального Национального совета экономического образования. Тридцать восемь штатов ввели в программы обучения предметы по прикладным финансам, но почти половина школьников не могли твердо ответить на вопросы о сути подоходных налогов, об инвестировании в акции и ценные бумаги, они плохо представляют какую ответственность несут владельцы кредитных карт и то, как можно накопить деньги на старость. Специалисты опасаются, что неумение юных американцев спланировать свое финансовое будущее может негативно отозваться на обществе. Экономистов, например, уже сейчас тревожит ничтожный уровень сбережений американцев и та легкость, с которой новые поколения живут не по средствам, влезая во все большие долги.

В пятницу заканчивается первая неделя слушаний по делу о совращении Майклом Джексоном двенадцатилетнего мальчика. В последние два дня показания давала старшая сестра юного истца. С подробностями - мой коллега Ян Рунов, которому удалось побеседовать о деле с бывшим одноклассником Джексона.

Ян Рунов: 18-летняя сестра мальчика рассказала на суде, что работники, получающие у Майкла Джексона зарплату, не отпускали семью из Неверленда, а затем из гостиниц в Майами и в Калифорнии. Насильственное удержание людей - одно из пунктов обвинений прокуратуры. Девушка подтвердила то, что говорил во вступительном слове прокурор. Когда они летели с Майклом Джексоном на его личном самолёте на ранчо «Неверленд», Джексон сидел рядом с её братом. В руках у певца была банка диетической кока-колы. Он пил через соломинку сам и давал пить мальчику. Прокурор считает, что в банку было перелито вино. Так они пили вместе и всё время шептались, не желая, чтобы кто-то слышал их разговор. Потом Джексон снял с руки часы стоимостью 75 тысяч долларов и отдал их мальчику. Свидетельница рассказала, что только один раз была в спальне Майкла Джексона и тогда видела, что он лежал на кровати с двумя её младшими братьями. По её словам, в комнате стояли открытые бутылки со спиртными напитками. В другой раз она вошла в винный погреб ранчо, где увидела, как Майкл Джексон вместе с её братьями-подростками и ещё одним мальчиком что-то пьют, скорее всего вино. На полу лежал спальный мешок.

Вот что говорит об этом деле калифорнийский адвокат Брайан Алтмен, который учился с Майклом Джексоном в школе в одном классе и одно время даже дружил с ним.

Брайан Алтмен: Моё чисто личное мнение... Но учтите, что у меня особое отношение к делу, поскольку я учился вместе с Майклом много лет назад. Это было давно, однако я хорошо помню его, потому что он - знаменитая личность, звезда. Но я думаю, он сильно изменился с тех пор. Он... странный человек. Эта странность выражается в том, что он совершенно неверно оценивает ситуацию, живёт в придуманном им мире. Я бы сказал, что у него не просто неверные, а глупые представления о мире. Но из этого не обязательно следует, что можно не сомневаться в его преступных действиях, в которых его обвиняют.

Ян Рунов: Значит, вы не верите, что он мог совратить малолетнего?

Брайан Алтмен: Не то что я не верю, что он мог это сделать. Но если бы я был в составе суда присяжных, прокурору трудно было бы убедить меня в том, что Майкл Джексон совратил мальчика. Здесь остаётся место для сомнений.

Ян Рунов: Таково мнение Брайана Алтмена, калифорнийского адвоката, бывшего одноклассника Майкла Джексона.

Юрий Жигалкин: О завершении первой недели слушаний по делу Майксла Джексона рассказывал Ян Рунов. «Еще есть шанс» - поет Майкл Джексон…