Сегодня в Америке. Генеральный секретарь ООН уличен в халатности. Американская пресса не имеет права сообщать заведомую ложь. Американские ученые намерены раскрыть генетические причины рака

Юрий Жигалкин: Генеральный секретарь ООН уличен в халатности. Американская пресса не имеет права сообщать заведомую ложь. Американские ученые намерены раскрыть генетические причины рака. Таковы темы рубрики «Сегодня в Америке».

В Нью-Йорке во вторник была представлена вторая часть отчета комиссии Пола Волкера, расследующая злоупотребления международных функционеров, руководивших программой «Нефть в обмен на продовольствие». Генеральный секретарь ООН уличен в халатности, но не обвинен в коррупции. Главный вопрос, интриговавший многих в преддверии обнародования этого документа, заключался в том – был ли Генеральный секретарь осведомлен о том, что его сын был сотрудником швейцарской компании «Котекна», получившая в 1998 году многомиллионный контракт на контроль за исполнением контрактов в рамках программы ограниченного экспорта иракской нефти. Ответом на этот вопрос было не совсем определенное «нет, не знал».

Комиссия не нашла свидетельств того, что Генеральный секретарь как-то повлиял на решение ООН заключить контракт с компанией работодателем его сына. Но Кофи Аннан мог знать о том, что Коджо Аннан получал зарплату от этой фирмы в момент, когда ООН пользовалась ее услугами. Подытоживая выводы комиссии, ее глава Пол Волкер сказал, что с учетом всех имеющихся данных можно сделать вывод о том, что Генеральный секретарь не знал, что «Котекна» претендовала на контракты ООН по обслуживанию программы «Нефть в обмен на продовольствие».

Однако, реабилитировав Генерального секретаря в том, что касается прямых прегрешений, комиссия Волкера прямо уличила Кофи Аннана в халатности. Когда в 1999 году британская газета «Бритиш Телеграф» впервые опубликовала информацию о подозрительных связях сына Генсека с компанией, получавшей деньги от ООН, Кофи Аннан дал указание провести расследование. Это расследование продолжалось лишь один день.

Сейчас же выяснилось, что его сын сознательно скрывал свои связи с «Котекной» вплоть до 2004 года. Его жалованье перечислялось на счета трех никому неизвестных компаний. Сам Генеральный секретарь ООН воспринял выводы комиссии Волкера с облегчением. На вопрос на пресс-конференции – не подумывает ли об отставке? – Генсек ответил: «Естественно, нет». Полное раскаяние выразил и младший Аннан. Он повинился в том, что так сильно подвел своего отца. Но доклад, тем не менее, оставил явно негативное ощущение от происходящего в ООН.

Представитель Белого дома выразил поддержку Кофи Аннану в качестве Генерального секретаря, но счел необходимым оговориться, что история выглядит очень и очень серьезной. Комиссия, например, раскрыла подозрительные действия бывшего начальника канцелярии Генерального секретаря, который уничтожил часть документов, относившихся к программе «Нефть в обмен на продовольствие», несмотря на указания Аннана предоставить все бумаги в распоряжение комиссии Волкера.

В то время, как американские критики ООН воспользовались обнародованием очередного доклада комиссии Волкера для того, чтобы еще раз подвергнуть сомнению роль ООН, как эффективной международной организации, американские защитники ООН, а точнее 59 бывших видных дипломатов направили письмо в сенат с призывом отвергнуть кандидатуру Джона Болтона, заместителя Госсекретаря, назначенного президентом Бушем, представителем США в ООН. Бывшие дипломаты говорят, что резкий и прямолинейный Болтон, не скрывающий своего скептического отношения к ООН, не сможет эффективно представлять там США, лишь спровоцирует антиамериканские настроения.

Как можно объяснить назначение такой фигуры послом США в ООН? Насколько убедительной кажется критика Болтона бывшими дипломатами известному американскому политологу Дэниелу Гуре.

Дэниел Гуре: Это письмо больше всего другого убеждает меня, что Джордж Буш выбрал верного кандидата. Если 59 бывших дипломатов против него, это лучшее доказательство того, что именно он нужен сейчас в ООН.

Юрий Жигалкин: Господин Гуре, это звучит как ирония.

Дэниел Гуре: Представление о том, что наш представитель в ООН должен быть субтилен и мил со всеми, в корне ошибочно. Наибольших успехов добивались неудобные дипломаты. Сегодня для своего выживания, ООН нуждается в реформах. А довели организацию до нынешнего анемичного состояния многие из тех самых старых дипломатических кадров, которые выступают сегодня против Болтона. Да, часть его обвинений в адрес ООН сомнительна, но в них есть и много рационального. К тому же, их разделяет американское правительство.

Юрий Жигалкин: Господин Гуре, Джон Болтон как-то бросил фразу, которую ему многие не могут простить. Он сказал, что если 38-этажное здание штаб-квартиры ООН потеряет 10 этажей, это никак не отразится на ее деятельности. Ведь трудно представить, что человек, сколь скептично относящийся к ООН, будет пытаться укрепить организацию.

Думаю, что нет сомнений в том, что объединенным нациям отведена важная роль в современном мире. Но в ее нынешнем виде она не способна выполнить высшую миссию, которую задумывали основатели ООН – быть гарантами международной стабильности.

Разоблачения комиссии Волкера свидетельствует о том, что она оказалась непригодной и для выполнения менее амбициозной задачи – для надежного контроля за экспортом иракской нефти. Предлагаемые Кофи Аннаном реформы не включают в себя самого главного – изменения внутренней структуры ООН, перекройки системы менеджмента, которые подвержены все проникающей коррупции. Если Джон Болтон окажется способным подтолкнуть своих партнеров по Совету Безопасности, Генерального секретаря к таким реформам, то ООН, я думаю, сможет вернуть себе доверие и даже усилить свое значение в мире.

Американская пресса не обладает иммунитетом от судебного преследования даже если она точно воспроизводит заведомо ложные обвинения в адрес своего соперника, прозвучавшие из уст политика. Такой вывод следует из отказа Верховного суда рассмотреть апелляцию двух десятков американских органов информации, не согласных с решением Верховного суда Пенсильвании, а суд разрешил привлечь к ответственности местную газету. Газета процитировала политика, назвавшего в пылу предвыборной кампании своего соперника лжецом, дезертиром и гомосексуалистом. Возмущенный объект оскорблений подал в суд и выиграл дело против оскорбившего его соперника. Однако газета была оправдана на основании того, что она лишь точно выполнила свой профессиональный долг, достоверно передав заявление политика.

Но Верховный суд штата Пенсильвании счел, что газета все-таки должна ответить перед судом, поскольку своей акцией она продемонстрировала вопиющее неуважение к правде. Адвокаты, представляющие американские средства информации, говорят, что пресса не сможет нормально функционировать, если ее заставят проверять истинность заявлений политиков. Но у адвокатов оскорбленного свой аргумент. «Никто не давал прессе право сознательно обнародовать унизительную ложь».

Еще о важном деле, которое находится на рассмотрении Верховного суда, которое может определить судьбу новых технологий, используемых для копирования видео- и аудиоматериалов. Американская индустрия звукозаписи призывает, по сути, запретить деятельность компаний, производящих компьютерные программы, используемые для незаконной записи музыки. Звукозаписывающие компании заявляют, что изготовители таких программ как Грокстер, соучастники интернет-пиратов, бесплатно закачивающих свои компьютерные материалы, защищенные авторскими правами.

Однако уже в первый день заседания Верховного суда стало ясно, что его члены готовы защищать технологические новации, даже если они создают угрозу авторским правам. Во время прений в понедельник судьи предположили, что, прими они во внимание опасения производителей культурных ценностей, мы бы сегодня обходили без копировальных машин, видеомагнитофонов и портативных музыкальных плееров. Однако уважение Верховного суда к технологическому прогрессу не превращает бесплатное копирование музыки в законную деятельность. Наоборот, у музыкальной индустрии остается лишь судебное преследование идвидуалов-пиратов.

Американское правительство готово предпринять беспрецедентную попытку поиска причин раковых заболеваний. Для этого американские ученые намерены заглянуть в генетическую кухню рака. Вашингтон готов финансировать гигантский проект по составлению генома различных видов рака, то есть поиска генетических аномалий, отвечающих за развитие раковых клеток. Эту тему я обсудил с профессором медицины Даниилом Голубевым.

Профессор, прежде всего, что представляет собой это заболевание на клеточном, генетическом уровне?

Даниил Голубев: Раковая клетка приобретает черты злокачественности и неудержимо размножается после того, как в ней произошли необратимые генетические изменения. В подавляющем большинстве случаев это мутации в геноме, о которых мы можем только догадываться. В части случаев геном клетки остается вроде бы неизменным, а изменяется его реакция на внешние раздражители.

Юрий Жигалкин: То есть, если ученым удастся увязать генетические мутации с определенными видами рака, то в потенциале мы узнаем о причинах раковых заболеваний?

Даниил Голубев: Да, в принципе почти любое. Ярким примером является история лечения миелоидной лейкемии с помощью препарата Гливек, одного из самых перспективных сегодня в химеотерапии рака. В клетке происходит мутация. Эта мутация приводит к синтезу патологического белка ракового, который и обуславливает клиническую картину заболевания. Зная природу мутации и структуру этого белка, ученые придумали препарат Гливек, который угнетает синтез этого белка. Это есть лечение заболевания.

Юрий Жигалкин: Но специалисты предупреждают, что уяснение генома рака, его многочисленных видов - это задача на годы, что она даже более сложна, чем открытие генома человека. Так что, стоит ли питать по этому поводу реальные надежды?

Даниил Голубев: На раскрытие структуры нормального человеческого генома ушло около пяти лет работы, было потрачено 3 миллиарда долларов. Сейчас предстоит раскрыть генетическую структуру 50 разных видов опухолей, причем не в одной пробе, а в нескольких тысячах проб каждой ткани. При этом есть надежда выявить такие мутации, которые составляют всего 1-2 процента от общего генома, но определяют 100 процентов возникновение раковых свойств данной клетки. Это огромная, но выполнимая работа.

Юрий Жигалкин: В таком случае, мы можем сделать фантастический вывод, что рак может стать излечимым заболеванием в обозримом будущем?

Даниил Голубев: Во всяком случае, фронт активной терапии рака с помощью специально подобранных специфических лекарств, безусловно, расширится.