Сегодня в Америке. Признание одного из крупнейших корпоративных мошенников. Сможет ли Россия стать гарантом неядерного Ирана? Новый российский культурный экспорт в Нью-Йорке

Юрий Жигалкин: Один из основных участников крупнейшего в истории Америки корпоративного мошенничества, обернувшаяся крахом энергетической кампании «Энрон» и потерей сбережений тысячами американцев, признал вину и готов дать показания на суде о деталях того, что прокуратура называет преступным сговором.

Владмир Абаринов: Четыре года назад крупнейшая энергетическая компания США совершенно неожиданно для своих инвесторов объявила о своем банкротстве. Между тем, еще за месяц до катастрофы "Энрон" показывал в своей отчетности вполне радужную картину. Федеральные контрольные органы немедленно начали расследование. Наконец, в прошлом году были арестованы главные действующие лица - президент компании Кеннет Лей и его предшественник Джеффри Скиллинг. Оба виновными себя не признали. Дело оказалось крайне запутанным. По версии предварительного следствия, обвиняемые фальсифицировали свою финансовую отчетность с тем, чтобы ввести в заблуждение инвесторов и акционеров и обеспечить компании приток средств.

Следователи долго разбирались с финансами и работали с другими обвиняемыми по тому же делу. В итоге 16 человек согласились дать показания против своего начальства в обмен на смягчение приговора. В среду в досудебную сделку с обвинением вступил один из главных обвиняемых. Это главный бухгалтер компании Ричард Кози. Он признал себя виновным в мошенничестве и будет приговорен к семи годам лишения свободы вместо пожизненного заключения. При условии полной откровенности в показаниях он может выйти на свободу через два года. Адвокат Кози Рид Вайнгартен заявил, что его клиент искренне раскаивается в содеянном.

Кози Рид Вайнгартен: Каждый день до конца жизни он будет сожалеть об ущербе и вреде, которые были нанесены людям в результате этой трагедии.

Владимир Абаринов: Для адвокатов Кеннета Лея и Джеффри Киллинга признание Кози стало неприятным сюрпризом. Один из них, Майкл Рэмзи, прокомментировал его так…

Майкл Рэмзи: Перед вами человек, который сломлен - сломлен в финансовом отношении, сломлен психологически, перспективой громадного тюремного срока, а у него семья и маленькие дети. Мы его понимаем и не осуждаем. Он в таком состоянии, что сознался в действиях, которые вообще нельзя квалифицировать как уголовные преступления.

Владимир Абаринов: Дело компании "Энрон" в свое время стало причиной ужесточения законодательства о корпоративных преступлениях. Ряд бизнесменов уже отбывает наказание по новому закону. И вот теперь пришел, наконец, черед и руководства «Энрона».

Юрий Жигалкин: В среду представитель Ирана заявил о готовности его страны рассмотреть предложенный Россией компромиссный вариант обогащения на российской территории урана для иранской ядерной энергетики. Это, как считается, поможет предотвратить появление у Ирана ядерного оружия. Американские наблюдатели демонстрируют по этому поводу осторожный оптимизм.

Аллан Давыдов: Иран готов рассмотреть полученное им от России предложение об обогащении урана на российской территории силами специально созданного совместного российско-иранского предприятия. Об этом заявил глава иранской делегации на переговорах с Великобританией, Францией и Германией. До сих пор Иран категорически отвергал это предложение России, настаивая на праве самостоятельно обогащать уран и производить топливо для ядерной электростанции в Бушере, возводимой при активном содействии России. Соединенные Штаты не принимают непосредственного участия в переговорах по иранской ядерной программе. Однако Вашингтон не раз выражал серьезную озабоченность возможностью разработки Тегераном ядерных вооружений под прикрытием мирной ядерной энергетики и его нежеланием внятно объясниться по этому вопросу с МАГАТЭ и Евросоюзом. В случае принятия ее предложения Тегераном Россия будет иметь все основания считать это своей крупной победой, хотя западных экспертов продолжает тревожить роль России в возведении АЭС в Бушере. Насколько можно доверять России как посреднику в улаживании вопросов, связанных с иранской ядерной программой? Об этом я спросил сотрудника Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне Джона Вулфстала.

Джон Вулфстал: Оценивая необходимую степень такого доверия, нужно помнить, что если мы будем бездействовать и не добьемся компромисса на переговорах, то Иран, вероятнее всего, будет осуществлять свою собственную программу обогащения урана, которая откроет ему дорогу для разработки и создания своего ядерного оружия в ближайшее десятилетие. Конечно, российское посредничество - это далеко не идеальный вариант, учитывая историю тесных отношений российского ядерного комплекса с Ираном. Но если Тегеран согласится на российское предложение, то, я надеюсь, будет создана надежная международная система контроля за его выполнением. Принятие Ираном последнего предложения России может понравиться не всем. Но для меня несомненно, что в данной ситуации это самая предпочтительная альтернатива.

Аллан Давыдов: Но можно ли вообще создать условия, при которых Иран никогда не получит ядерного оружия?

Джон Вулфстал: Полных гарантий от этого нет ни сейчас, ни в будущем. Даже при постоянных международных проверках МАГАТЭ, располагая хорошими экономическими стимулами соблюдения обязательств по нераспространению, таких как использование ядерных технологий только в мирных целях, все равно, рано или поздно Иран станет ядерной державой. До сих пор нам удавалось этому препятствовать, хотя Иран интересуется ядерными вооружениями еще со времен правления шаха. Думаю, что, насколько умело мы будем в дальнейшем сочетать положительные стимулы с методами принуждения, настолько долго мы сможем держать Иран в стороне от ядерной программы.

Юрий Жигалкин: Обвинения в краже денег, выделенных для помощи жертвам урагана «Катрина» предъявлены 49 работникам фирмы, нанятой Красным Крестом для распределения средств пострадавшим. В рамках самой масштабной гуманитарной операции в истории Соединенных Штатов около полутора миллиарда долларов были выданы наличными в первые дни после катастрофы людям, покинувшим свои дома и оказавшимся, по сути, на голом месте: по 360 долларов на человека и от 1500 - на семью. Пострадавших, звонивших в Красный Крест со всей страны, просили назвать лишь имя, адрес и дату рождения. Первыми тревогу подняли работники почты, заметившие, что одни и те же люди получали денежные переводы по нескольку раз, потом выяснилось, что странно большое число эвакуированных почему-то оказалось в одном из районов в тысячах километров от Луизианы, потом были пойманы работники фирмы - подрядчика, принимавшие и оплачивавшие фальшивые запросы. По ним было выплачено около 500 тысяч долларов, как говорят представители Красного Креста, процент ничтожный в сравнении с общими суммами выплат. Однако ФБР и благотворительные организации разрабатывают более эффективную систему контроля за расходованием средств.

Американские ученые подвергли сомнению доминирующую теорию о том, что птичий грипп переносится перелетными водоплавающими птицами. Несмотря на многочисленные опасения, они не смогли увязать пути миграции птиц и пути распространения вируса гриппа. Наоборот, эксперты подозревают, что в некоторых очагах птичьего гриппа, например, в Китае, водоплавающие заразились от домашней птицы. Хотя этот вывод далеко не окончательный, он, по словам американских специалистов, должен заставить медицинские власти разных стран внимательные присмотреться к тому, что происходит на птичьих фермах и в домашних хозяйствах, потому что не исключено, что разносчики штамма птичьего вируса скрываются в рядах домашней птицы.

Российские артисты добились в этом году небывалого: они стали почти постоянной приметой нью-йоркской театральной афиши. В отличие от обычных гастролеров, работающих на иммигрантскую аудиторию или искушенных балетоманов, новые гастролеры вошли в нью-йоркский культурный мэйнстрим, завоевали массового зрителя. Этот феномен мы обсудили с культурологом Александром Генисом.

Александр Генис: Как старожил с тридцатилетним стажем, я могу засвидетельствовать, что календарь культурных событий Нью-Йорка никогда не обходился без российского экспорта. Даже в самые студеные дни "холодной войны", когда в барах выливали (сам видел) безвинную «Столичную», в городе играли питерские музыканты и танцевали московские балерины.

Сейчас, однако, все изменилось - и климат, и репертуар.

Юрий Жигалкин: Как именно?

Александр Генис: Если раньше пышная гастрольная политика напоминала традиционный экспорт - икра и меха, то теперь Россия представлена куда более разнообразно. Поэтому не будем вспоминать о выступлениях Большого театра. Его в Нью-Йорке всегда знали и любили. Балет - вечная русская прерогатива. Другое дело - клоунада. Между тем, уходящий год отличает именно успешная экспансия отечественного юмора. Начать хотя бы с гастролей клоуна Славы Полунина.

Юрий Жигалкин: Да, его «Сноушоу» так вписалось в бродвейский пейзаж, что, кажется, оно там всегда было.

Александр Генис: Клоунада Полунина покорила тертых нью-йоркцев замечательной смесью национального с универсальным: охламоны-Митьки, говорящие с публикой на всемирном языке эксцентрики.

Я был на премьере для прессы. Хуже публики не придумаешь - тут никого ничем не удивишь. Но вот с потолка в зал обрушились огромные надувные шары, и степенные критики принялись их отпихивать, резвясь, как котята.

Юрий Жигалкин: Кстати - о последних. Гастроли кошачьего цирка Юрия Куклачева тоже прошли с огромным успехом.

Александр Генис: По той же, надо сказать, причине. Куклачев взял Нью-Йорк не размахом (это же не Барнум!), а обаянием. Больше всего мне понравилось его здравое отношение к питомцам. Журналисты спросили Куклачева:

- Как вы дрессируете котов?

- Я - дрессирую? Скорее - они меня.

Юрий Жигалкин: Но все же главное русское событие года было вполне серьезным - выставка «Россия» в музее Гуггенхайма.

Александр Генис: Согласен. Однако и у этого монументального мероприятия оказался потешный эпилог в виде выставки «Россия-2», которую привезла из Москвы галерея Гельмана. Ее экспозицию принято считать чуть ли не политической акцией. Возможно. Но все-таки суть этого новейшего русского искусства - веселый авангард в духе футуристов. Лучшие экспонаты - это смешной эпатаж, вроде таксидермистской фантазии: чрезвычайно добротно выполненное чучело двуглавого орла.

Юрий Жигалкин: Какую же память о себе оставят гастроли русского искусства 2005 года?

Александр Генис: Я думаю, Нью-Йорк постепенно привыкает к тому, что Россию можно не только бояться, не только уважать, но с ней можно еще и смеяться.