Владимир Бабурин: Пятница, 13-ое. Может быть, поэтому опаздывает наш сегодняшний гость. Хотя тема московских пробок довольно часто поднималась в начале любой программы «Время гостей». В центре находится Московское бюро Радио Свобода, не так просто сюда доехать. И у нас в гостях сегодня должен быть заместитель председателя Государственной Думы России, лидер партии «Народная воля» Сергей Бабурин.
Сергей Николаевич дал информационный повод на этой неделе, высказав в Государственной Думе предложение, что Россия должна вернуться к юлианскому календарю, что православные верующие, коих в России большинство, могли отмечать сначала Рождество Христово, а потом – новогодние праздники. Именно поэтому надо вернуться к той системе, которая существовала в России до 1918 года, когда юлианский календарь был большевиками отменен, и Россия перешла, как и большинство стран мира, на григорианский календарь. И получается, что сначала в России празднуется Новый год по григорианскому календарю – 1 января по новому стилю, 7 января по новому стилю празднуется православное Рождество. Хотя некоторые православные конфессии в других странах перешли тоже на григорианское летоисчисление. И, наконец, только после этого, как раз это произойдет в сегодняшнюю ночь – с чем я наших слушателей и поздравляю – будет праздноваться Новый год по старому стилю. Обычно иностранцам, которые не очень хорошо владеют русским языком, трудно объяснить, что же такое Старый Новый год.
У наших слушателей я хочу спросить, как они относятся к тому, чтобы Россия вернулась к тому календарю, который существовал до революции 1917 года, до Октябрьской революции, и еще некоторое время после нее?
Определенная сложность заключается здесь, конечно, в том, что на Новый год по григорианскому календарю приходится еще фактический самый разгар рождественского поста. Он не такой строгий, как великий пост перед Пасхой, но все равно достаточно строгий. И поэтому новогодние праздники приходятся на пост, это создает определенные неудобства для многих верующих, потому что нельзя не только есть всякие вкусные вещи, в первую очередь мясо, но нельзя и веселиться в пост. А новогодние праздники, пожалуй, одни из самых веселых.
Вот и подошел Сергей Николаевич.
Сергей Бабурин: Здравствуйте. Я прошу извинить меня за задержку.
Владимир Бабурин: Итак, на этой неделе вы предложили, чтобы Россия вернулась к юлианскому календарю, чтобы православные верующие в России праздновали сначала Рождество Христово и только потом уже Новый год. Но не это, наверное, главное.
Сергей Бабурин: И не в этом только лишь суть закона. Сразу хочу сказать радиослушателям, что этот закон не является суперчрезвычайным и первоочередным с точки зрения социально-экономической. И мы на фракции «Народная Воля» - СЕПР сначала рассматривали проект закона «О государственной поддержке молодых семей», а потом шел проект закона «О возвращении Российской Федерации на летоисчисление по юлианскому календарю». Даже по той простой причине, что это наиболее точный астрономический календарь, более точный, чем григорианский, который взамен календаря Юлия Цезаря, принятого Никейским собором в IV веке, уже Григорий XIII трансформировал в свой вариант.
Владимир Бабурин: Сергей Николаевич, я вам абсолютно верю и считаю, что вы абсолютно правы. Более того, по поводу большей точности юлианского календаря, я, когда готовился к передаче, специально много всего прочитал. И я абсолютно уверен, что Гай Юлий Цезарь – гораздо более известный и понятный для россиян деятель, чем Папа Григорий XIII. Но, тем не менее, это же создаст массу неудобств, что на две недели позже в России будет начинаться Новый год. Если говорить о правах верующих, то, вы знаете, люди истинно православные – у меня есть и были такие знакомые, более того, я даже жил одно время в такой семье – просто жили по старому стилю.
Владимир Бабурин: Вы говорите о самой страшной для нашего общества ситуации, что наше общество после декрета Совнаркома от 1918 года, который без каких-либо дискуссий, без обсуждений просто отменил юлианский календарь и ввел григорианский, живет в раздвоенности. Есть люди, которые принимают только традиции и ориентируются на юлианский стиль жизни, и они при формальном следовании григорианскому календарю живут, действительно, по церковным заповедям, а есть те, которые уже забыли, что это такое, и для них нажраться в Новый год, в разгар строго поста по православным традициям – это нормально. И ведь это искушение тиражируется массово, и идут отступления. Я грешный человек, я честно об этом говорю, и для меня всю мою сознательную жизнь новогодний праздник всегда был самым светлым и самым радостным, и я ни про какой пост в этот момент никогда не вспоминал, ни в детстве, ни в юности. И сейчас я грешный человек, и своему владыке я в этом признаюсь, и часто этот пост нарушаю в Новый год, но это противоестественно. Это раз.
А второе, есть определенные критерии, ценностные, которые характеризуют ту или другую цивилизацию. Многие радиослушатели просто, наверное, привыкли к сегодняшней ситуации и упускают из вида, что не все ведь в мире живут по этому календарю, который нам католики сейчас навязали за эти несколько столетий. Для России они навязали это в XX веке. У нас мусульмане – у них сегодня еще продолжается мусульманского праздника Курбан-байрам, и они живут по-своему, по хиджре отсчитывают года от действий Магомета, от его хаджа из Медины в Мекку. По своему календарю живут Индия, Китай, Япония. И в этом отношении у нас не возникнет, сразу скажу, проблем, что мы какие-то стали совсем изгои, нет.
Владимир Бабурин: Сергей Николаевич, здесь, как мне кажется, вы сами себе немного противоречите. В прошлый раз мы с вами говорили, и вы согласились со мной (с сожалением, но согласились), что все-таки после почти века безбожия большинство людей в этой стране агностики. Поэтому, как мне кажется, было бы очень правильно – пускай православные живут по своему календарю. И то, что они не будут поддаваться искушению, как вы сказали, нажраться в новогодние праздники, - это честь им и хвала, это проверка силы их веры. Мусульмане живут по своему календарю. И, наконец, подавляющее большинство, которое… я надеюсь, что вы не передумали за два месяца, что мы не виделись, что действительно большинство в стране агностики, и они начинают праздновать еще Рождество по григорианскому стилю, и сегодня ночью они эти празднества, наконец-то, будут заканчивать. И пусть все вместе живут по григорианскому календарю.
Сергей Бабурин: Действительно, завершение праздников проходит по юлианскому календарю…
Владимир Бабурин: То есть не согласны вы, что есть некое противоречие в этом?
Сергей Бабурин: Вы знаете, я согласен с тем, что я с горечью констатировал утрату веры в душах миллионов наших соотечественников. Частично это стало меняться после 1991 года, потому что ведь только потрясения способны заставлять нас вспомнить о смысле жизни. И вот здесь ключевой вопрос: как мы мыслим себя в мире, как мы мыслим в мире страну и свой народ? Вот те, кто хотел бы Россию сдвинуть в одну сторону, допустим, превратить ее просто в стандартное национальное государство типа Люксембурга, типа Австрии, национальное, тихое и никому не мешающее государство, или, наоборот, втолкнуть в месиво космополитического всемирного государства, когда все унифицировано до предела и национальное исчезает, вот это – две крайности, между которыми мой лично выбор и выборы моих соратников по «Народной воле» - это возрождение России как православной русской империи. Империи не по монархическому принципу, а по состоянию государства. Это может быть и республиканская форма правления, но это союзное государство, которое не просто в Федерацию сразу все крошит, а это может быть отдельный правовой статус разных частей. Это сбережение всех культур, но единство правовое, единство духовное, основанное для России – на православии.
Вспомните, как только было возрождено государство Израиль, ведь они в 1948 году сразу же ограничили применение григорианского календаря на территории и возродили свой иудейский. Я уже говорил о мусульманах, я уже говорил о других странах. Речь идет о том, что если Россия хочет сохраниться как цивилизация, не побоюсь этого слова, имеющая свои традиции, свой образ жизни, свои фундаментальные основы, она должна возродить и присущий православию календарь. А православие выступало как сберегатель всех народов, и даже других вероисповеданий на своей канонической территории. Тогда нам нужно действительно просто вернуться к юлианскому календарю. И сегодня, если вы спросите у специалистов…
Владимир Бабурин: А вернуться всем или только православным?
Сергей Бабурин: Всем! Вся страна должна жить по нормальному календарю, который будет ее цементировать.
Владимир Бабурин: Но для мусульман-то он не нормальный. А для агностиков нормальный - григорианский.
Сергей Бабурин: Для мусульман, живущих в России, он нормальный, потому что они являются гражданами России или гостями граждан России. Вот в этом отношении я просто хочу сказать, что вы мельком сказали о двух неделях мешанины. На самом деле не надо ничего переделывать из того, что происходит, не надо менять документы, в отличие от всех переименований. Просто у нас до 31 декабря, по проекту нашего закона, 2006 года все действовало, как и действует, даже бюджетный год, все как запланировано. А вот с 31 декабря на 13 дней идет переходный период, когда действует и григорианский календарь, и возрождается, восстанавливается юлианский календарь. И в этот срок даты должны будут фиксироваться по двум календарям, чтобы не было путаницы, юридической и какой-либо иной. И только с 1 января 2007 года по юлианскому календарю все опять будет одинаково. Конкретные цифры – 15 января, 1 февраля, 10 июня и так далее.
Мы уйдем от этого абсурда, когда наши представители левых политических организаций, Коммунистической партии отмечают годовщину Октябрьской революции в ноябре. Нет, это произошло 25 октября, вот и надо 25 октября отмечать. У нас ведь мешанина и раньше была. Извините, если говорить о революционных традициях, которые сегодня свежи у агностиков, как вы говорите, 14 декабря 1825 года было восстание декабристов, и ведь никто при этом не вспоминает, что 14 декабря по старому стилю.
Владимир Бабурин: Точно так же лицейский день 19 октября всегда отмечается.
Сергей Бабурин: Да, и в этом отношении не нужно ничего менять. Более того, я считаю, что большинство праздников нужно будет оставить на тех днях, на которых они были, не надо их адаптировать. И в этом отношении в правовом поле никаких революций. Речь идет о переменах нашего духовного восприятия.
Владимир Бабурин: А как же быть с 1 мая? Такой любимый праздник…
Сергей Бабурин: Пусть 1 мая и будет.
Владимир Бабурин: Но праздник в Америке придумали – значит, Америка будет…
Сергей Бабурин: А Америка его не празднует. Этот праздник, вы сами прекрасно знаете, празднуется только в социалистических левых странах, и в этом отношении 1 мая будет праздновать. И вот в этом аспекте, я еще раз подчеркиваю, мы уйдем от абсурда, когда профессионалы, которые занимаются во всемирном измерении Галактикой, Вселенной, они ведь работают по юлианскому календарю, а потом для упрощения переводят на григорианский, как бы общеупотребительный.
И последнее, что я хотел бы в этом вопросе сказать, что вот эти календари… многие просто не знают, что у нас календари бывают солнечные, бывают лунные, бывают смешанные солнечно-лунные, я уже не говорю еще о чем-то. Так вот, григорианский календарь как примитивный, более простой действительно, который формально дает меньшую ошибку (на протяжении 3 тысяч лет только день набегает, даже побольше), а по юлианскому, как они говорят, набегает за 128 лет уже дополнительный день. Так вот, на самом деле григорианский календарь исходит из принципа, очень важного для астрономии и для расчетов астрономических, что Солнце вертится вокруг Земли, а юлианский календарь, учитывающий и фактор Солнца, и фактор Луны, исходит из принципа, что все же Земля вертится вокруг Солнца.
Владимир Бабурин: Из Химок у нас звонок. Борис Степанович, добрый день.
Слушатель: Добрый день. Сергей Николаевич, я приветствую ваше выступление и ваше предложение перейти к юлианскому календарю. Я также испытывают дискомфорт, празднуя преждевременно Новый год в великий пост. Я еще хотел бы вам задать вопрос в связи с тем трагическим событием, которое произошло на днях, когда юноша в состоянии аффекта набросился в синагоге на присутствующих там. Как вы думаете, не послужило ли поводом, в частности, то, что синагогу расположили на древнейшей улице Москвы, Бронной, где когда-то работали оружейники, ковавшие оружие, в честь победы, в том числе, над хазарами?
Сергей Бабурин: Прежде всего спасибо за поддержку наших предложений по юлианскому календарю.
Владимир Бабурин: Поддержка, кстати, приходит и на пейджер. Примерно пополам на пополам.
Сергей Бабурин: Что касается преступления, давайте все же четко скажем, что резать людей – это преступление, где бы это ни происходило. Я сегодня выступал на сессии Государственной Думы по этому вопросу, потому что когда стали клеймить нарастающий антисемитизм, ксенофобию и многое другое, я вынужден был, как русский православный человек, просто сказать, что я за наказание преступников. Но давайте перестанем передергивать. Почему, когда нам с вами сообщает о преступлении, которое произошло 11-го числа в синагоге (а я еще раз скажу, что это преступление), никто, я ни разу ни в новостях, ни в газетах, ни по радио не услышал, что первой пролилась кровь мусульманина – водителя? Когда вот этот преступник, прошедший без оружия – я подчеркну – через рамку (есть видеозаписи, которые сегодня изучают и расследуют), он прошел сразу не кухню, там схватил нож. И первым, кого он стал резать, был водитель. На крик водителя прибежал охранник, простой русский парень по фамилии Куликов, и он стал второй жертвой, когда он пытался обезвредить этого преступника. Потом он стал резать всех подряд. Вот почему говорится, что это просто антиеврейская акция, почему не говорится о других пострадавших?
Владимир Бабурин: Сергей Николаевич, вы правы по факту…
Сергей Бабурин: Я говорю о том, что давайте не использовать такие случаи для разжигания русофобии, что у нас антисемитизм. Почему никто не стал говорить об антиисламской линии, когда бандиты такие же ворвались в Сергиевом Посаде в мечеть во время службы и стали увечить мусульман? Почему никто не вспоминает, как зарезали русских священников в Пустыни? Вот в этом отношении я за то, чтобы мы карали всех, кто совершает преступления. Мы должны оберегать верующих любого вероисповедания. И для любого русского человека это – краеугольный принцип. Поэтому, я надеюсь, следствие разберется, был ли он здоров умом, вот этот преступник, который совершил, и во многом другом. Я за то, чтобы мы все не горячились и понимали, что основа русской культуры, ключевой принцип православного вероисповедания – это уважение к ближнему, это уважение взглядов ближнего, его веры. И давайте здесь все сообща обеспечим межнациональное и религиозное единство нашей страны.
Владимир Бабурин: Как человек, много лет проработавший в службе информации, по факту я с вами совершенно согласен, что, да, действительно, неправильно, что об этом не говорится. Но по сути – нет. Все-таки человек, который приходит резать людей в синагогу, он приходит резать именно евреев, а не мусульман и не православных. Он пришел туда резать именно евреев.
Сергей Бабурин: А почему о других случаях вы не говорите, когда они пришли именно мусульман резать или именно русских священников вырезать?!
Владимир Бабурин: Сергей Николаевич, сейчас я сказал именно по этому конкретному случаю. И вот еще такая вещь. Когда мы говорили о том, что Россия – страна многонациональная, многоконфессиональная, я спросил вас, не видите ли вы некоторого противоречия. Вы сказали, что видите, но все-таки очень четко отстояли свою позицию. Вы никогда не были в Нью-Йорке накануне Нового года, в конце декабря?
Сергей Бабурин: К сожалению, нет.
Владимир Бабурин: Знаете, совершенно замечательно! Христиане празднуют Рождество, будь они католики, протестанты, в Америке много всяких разных конфессий, кроме православных, конечно. Иудеи в это время празднуют Хануку, примерно в это время. Мусульмане примерно в это время празднуют Курбан-байрам. Китайцы постоянно что-то празднуют. В общем, в конце декабря люди что-то празднуют, каждый в своем семейном кругу, религиозные праздники интимные, чисто семейные. Но зато 31 декабря вечером, накануне 1 января, все – китайцы, американцы (ну, они все, конечно, американцы), афро-американцы, кто угодно – собираются на Тайм-сквер и празднуют Новый год. И делают это так весело!
Сергей Бабурин: Так и у нас должно быть, и это должно быть на 1 января. Но только 1 января должно быть по юлианскому календарю. И здесь мы должны отказаться от той ситуации, которая сегодня, я считаю, совершенно недопустима, когда 10 дней в стране никто не работает, в январе. Хорошо, я считаю, что на Новый год можно 2-3 дня оставить для праздника, но все остальное время приводит к спаиванию народа. Это приводит ко многим экономическим и социальным негативным последствиям, поэтому мы, например, надеемся, что нас поддержат коллеги-депутаты, поддержит общественность, и будем настаивать на том, чтобы количество нерабочих дней в январе было уменьшено за счет того, что эти дополнительные дни были бы переброшены на май. Вот в начале мая, когда у нас и великий праздник Победы в войне наших отцов и дедов против гитлеровского нашествия, и кто бы ни говорил о политических пристрастиях, многие отмечают первомайский праздник как праздник Труда, и вообще начало той весны, когда нужно быть на земельных участках, когда нужно вспоминать о единении человека с природой, - тогда люди будут праздновать и работать у себя в саду, в огороде. Вот это правильнее.
Владимир Бабурин: Вы так убедительно говорите, что у меня даже спина заболела. Один из доводов ваших оппонентов: в 1917-18 годах, когда собирался последний Собор, после того как большевики (как они все делали – по-большевистски) взяли и отменили юлианский календарь, ввели григорианский, тоже обсуждали возможность перехода Русской Православной Церкви на григорианский календарь. Причем это обсуждалось люди, многие из которых стали потом мучениками. Патриарх Тихон ставил вопрос не только о смене календаря, но и о переходе на современный русский язык, что приблизило бы церковь к народу.
Сергей Бабурин: Это распространенное заблуждение, потому что речь идет не о переходе на григорианский календарь (для Русской Православной Церкви это грех вообще, и об этом и речи не может быть), а о ново-юлианском календаре, который бы учел недостатки. Ведь никто не спорит, что юлианский календарь имеет недостатки. Более того, когда Папа Римский Григорий XIII в XIV веке ввел это, и он прислал соответствующие документы в Константинополь, в этом отношении был созван Собор, и православные архиереи, православные мыслители признали недостатки юлианского, зафиксировали недостатки григорианского, рассмотрели в комплексе эту проблему – и сказали: «Нет, по очень многим причинам юлианский является более приемлемым». И в этом отношении реформа юлианского календаря, которую в России пытались провести в начале XX века, - вы совершенно правильно говорите, на эту тему было много дискуссий в XIX веке и при дворе императора российского, и среди священнослужителей, среди общественности. Но все же новый юлианский календарь не прижился, и он не стал для Русской Православной Церкви, не стал для российского, а потом и советского общества той формой, которая решила бы проблему.
Владимир Бабурин: Я не читаю сообщения с пейджера, боюсь, обидятся на меня слушатели… В принципе, вот два мнения. «Главное не то, что нельзя пить, есть и веселиться, а главное – совсем другое. Летоисчисление начитается с 1 января от Рождества Христова, не может начинаться летоисчисление раньше Рождества Христова. Предложение Сергея Бабурина приветствую».
«Россия зря перешла на новый календарь, потому что не надо было в 1917 году страну портить. А с тем, что во время поста нельзя есть мясо, я не согласен, потому что находящиеся на своих постах охранники, гаишники, медсестры и прочее, вплоть до президента, едят мясо, когда хотят перекусить».
Сергей Бабурин: Совершенно правильно, и там есть очень серьезные исключения. Более того, мой батюшка, например, когда я с ним советовался в отношении своих поездок, командировок и прочее, сказал, что если я, приходя в гости к человеку невоцерковленному, начну куражиться и говорить: «Вот это я есть не буду и вот это тоже, а несите мне то, что я буду, в связи с постом», - то я буду более тяжкий грех совершать, чем если бы я оскоромился.
Владимир Бабурин: И третье мнение: «Я так думаю, что 1 января вы все-таки оставите Новый год на месте. А что касается кувыркания вокруг религиозных праздников и вех, слава богу, меня это не касается, я атеист. Ваше угодничество перед церковью довольно неприятно. Все-таки мы разумные светские люди. Олег Борисович».
Вот в принципе три типа сообщений. На пейджер сообщений очень много, поэтому пускай слушатели не обижаются, я не буду все их читать, тем более многие без подписи.
Сергей Бабурин: Вы знаете, Владимир, я просто не могу не сказать, что вчера я был у ваших друзей с «Эха Москвы». И там, когда проводился опрос, в течение пяти минут позвонило не 2-3 тысячи радиослушателей, как обычно, а 6,5 тысячи, я был изумлен, как и все остальные участники дискуссии, результатом. Потому что, согласен, во-первых, это не самая злободневная проблема, от этого, как говорится, не умирают, не выздоравливают, от календаря, как скажут многие, это хлеба не прибавит, не убавит. Но, тем не менее, активность была очень большая, и, к моему удивлению, за переход на юлианский календарь с первого момента, без всякой аргументации проголосовал 41 процент радиослушателей. И я был огорчен, узнав сегодня, что мои недавние коллеги из рогозинской фракции «Родина» даже заявление сделали для прессы о том, что они категорически против идеи «Народной воли» о переходе к юлианскому календарю, и попытались тут приводить опять какие-то политические аргументы. Я господина Рогозина и моих недавних коллег просто не понимаю. Если они действительно патриотически настроенные люди, почему они, не обсуждая, просто сказали «нет» и все?
Владимир Бабурин: Я их понимаю. Я с Дмитрием Олеговичем давно уже довольно не виделся, но если есть определенное количество людей, которых беспокоит… я бы не сказал вмешательство, но слишком большое усиление роли Русской Православной Церкви, и когда ставится фактически знак равенства между РПЦ и христианством. Например, в конце декабря была не без ведома Русской Православной Церкви проведена такая акция – пикетирование католических храмов, где праздновалось католическое Рождество. И вот я о чем тогда подумал, если сейчас в этой стране, которая почти век жила в безбожии, люди начали возвращаться к Богу, иерархи Русской Православной Церкви должны быть, по-моему, рады, что люди возвращаются к Богу, и уже вопрос второй – по какому обряду они будут с Богом общаться.
Сергей Бабурин: Я с вами согласен.
Владимир Бабурин: Мне вспомнился Александр Дюма, как два героя разговаривают, и одни говорит: «Не понимаю я, почему мы должны резать протестантов только из-за того, что они те молитвы, которые мы поем на латыни, поют на французском».
Сергей Бабурин: Я с вами совершенно согласен! Более того, я считаю, что когда после 1991 года, после вот этого разрушения нашей единой общей родины, которое произошло, стали почему-то отождествлять вероисповедание с национальностью, то пошли ошибочным путем. Ведь до 1917 года большинство или огромная часть тех же татар или башкир, они были православными. И когда сегодня говорится, что человек определенной национальности обязан быть мусульманином, обязан быть лютеранином или еще кем-то, это не так. Человек сам должен сердцем, душой прийти к Богу. И я поэтому огорчен, я хочу эту тему для себя закончить, я держу заявление фракции «Родина» Рогозина, где написано, что «депутаты фракции «Родина» не понимают, чем мотивирован подобный законопроект о юлианском календаре, считают его популистским и не собираются его поддерживать. Я очень надеюсь, что не все члены нашей бывшей объединенной фракции разделяют эту точку зрения. И я буду обращаться и к своим коллегам, - и Нарочницкой, и Леонову, и многим другим, - чтобы они более внимательно отнеслись к этой проблеме.
Владимир Бабурин: Ну, вот, признались: не понимают…
Сергей Бабурин: Это неверно. И в этом отношении я согласен лишь в том, что эта тема гораздо более серьезна, чем арифметика. Хотя арифметика – это нечто магическое, я согласен, но эта тема еще носит и характер мировоззренческого решения, какой будет Россия, как она будет себя ощущать.
Владимир Бабурин: Вы знаете, накануне православного Рождества мы говорили с очень интересным бардом и поэтом Юрием Лоресом по поводу сериала «Мастер и Маргарите», а у него есть «Библейский цикл», есть пьеса «Диалоги с дьяволом». И он сказал совершенно замечательную фразу: «На самом деле в мире была написана только одна Книга, а все остальные – это в той или иной степени вариации на эту тему». И, вы знаете, я с ним не так ужи не согласен.
Сергей Бабурин: Может быть. Потому что бытие – это…
Владимир Бабурин: Это надо обдумать, я тоже сначала был несколько шокирован. Звонок у нас из Санкт-Петербурга. Олег, добрый день.
Слушатель: Здравствуйте. Сергей Николаевич, а вы 9 мая 26 апреля что ли будете отмечать?
Сергей Бабурин: 9 мая должно быть 9 мая.
Слушатель: Так в мире это будет 22 мая уже! Вы так весь мир рассмешите.
Сергей Бабурин: А в мире не отмечают – вы, наверное, помните – 9 мая.
Слушатель: Почему, 8 мая отмечают.
Владимир Бабурин: 8 мая отмечают, и очень широко.
Сергей Бабурин: 8 мая – да. Поэтому здесь будет по двойному… Вы очень правильно задаете вопрос. Это главная дата, на которую наши эксперты и мы обратили внимание, что это будет психологически очень серьезная проблема. Мы, конечно, считаем, что отмечаться праздник должен 9 мая, и в данном случае мы исходим из того, что все даты связаны с нашей памятью, и в данном случае эта память генетически у нас запрограммирована именно на 9 мая, по какому бы календарю речь не шла. А как отмечают в других странах мира… Дай бог, чтобы отмечали, пусть даже не 9, а 8 мая. Главное, чтобы они понимали, что фашизм – это реальность, и не только в прошлом, но и в настоящем. Это не связано с русской национальной идеей, это связано с другими, антирусскими веяниями и влияниями.
Владимир Бабурин: Я был в Париже 8 мая, на Елисейских полях, и это грандиозное зрелище, я вам скажу! «А мне нравится наш двойной календарь. Как написано у Вознесенского, только в России празднуют эти 12 дней. По-моему, в этом есть какое-то волшебство. Любаша, Москва».
Сергей Бабурин: И в этом так и останется. Вот в этом отношении мы с вами в любом случае, я уверен, будем начинать отмечание Нового года по григорианскому календарю, а завершать уже по юлианскому. Но все-таки акценты будут другие, и для огромной массы людей все будет более понятно, более естественно и более чисто.
Владимир Бабурин: Виталий Евдокимович из Москвы, добрый день.
Слушатель: Добрый день. Я профессиональный журналист. Как вам известно, господа, когда правящей верхушке трудно отвечать за отвратительное внутреннее положение в стране, ищут отвлекающие маневры: календарь, погромы и так далее. Это было и при царе, и при большевиках, и при нынешнем режиме. Не лучше ли вместо обсуждения никому не нужных проблем выяснить, куда катится государство? Последний пример – фашист в синагоге. Господин Сергей Бабурин из «Родины» утверждает, что он пришел в синагогу, для того чтобы выбирать русских. Это смешно!
Владимир Бабурин: Виталий Евдокимович, Сергей Николаевич этого не утверждал, вы передергиваете, профессиональный журналист.
Сергей Бабурин: Даже больше передергиваете, чем журналисты, ваши коллеги, в СМИ.
Слушатель: Он сказал, что прежде он убил русского.
Сергей Бабурин: Не убил, а ранил, к счастью.
Слушатель: Слава богу, жив.
Владимир Бабурин: Давайте я четко процитирую, что сказал Сергей Николаевич: сначала он ранил мусульманина, потом ранил русского и только потом начал резать евреев.
Сергей Бабурин: Не резать.
Владимир Бабурин: Ну, нападать на всех подряд.
Сергей Бабурин: Кстати говоря, обращаю внимание на неточность информации, которая даже по вашему радио прошла. Он напал не на тех, кто был на службе, а на тех, кто попадался ему в коридорах и помещениях. Это была чисто бандитская преступная вылазка. А я понял, что вы, уважаемый радиослушатель, пытаетесь меня теперь обвинить то ли в антисемитизме, то ли еще в чем-то. Да нет, я не отрицаю этого преступления, я говорю, что все должно быть наказано. Но давайте мы вспоминать обо всех пострадавших, а не об избранных только вами.
Владимир Бабурин: И все-таки единственное, я думаю, вы со мной согласитесь, Сергей Николаевич, что когда он ворвался в здание синагоги, он был абсолютно уверен, что все находящиеся там внутри – евреи.
Сергей Бабурин: Я не знаю, может быть. Он ворвался в религиозное здание, я уже говорил о мечети, о других местах. Да, он рассчитывал, что там собрались люди, которые не окажут ему сопротивление. Вот был ли он каким-то прибабахнутым антисемитом или еще кем-то – пусть разбирается следствие. Я не хочу здесь, как юрист, говорить об этом человеке. Я просто сожалею, что такие факты в нашей стране еще имеют место, и, к сожалению, они направлены на людей всех вероисповеданий и всех национальностей.
Владимир Бабурин: «Позор Бабурину за то, что он тащит нашу страну в средневековье и делает все, чтобы духовным воспитанием нашего народа занималась безнравственная поповщина. Вячеслав».
Сергей Бабурин: Чур меня, чур. Ну, что ж, Бог – судья Вячеславу.
Владимир Бабурин: И возвращаясь к теме, которую мы не можем, конечно же, сегодня не затронуть, первый же слушатель ее поднял, - нападение на прихожан в синагоге. Не кажется ли вам, Сергей Николаевич, что очень часто на протяжении этих дней, практически в каждом выпуске новостей, по разным каналам подчеркивалось: этот человек не является членом экстремистской организации? Меня это, например, скорее пугает, потому что члены экстремистских организаций могут довольно потирать руки, что им есть из кого набирать.
Сергей Бабурин: А меня удивляет то, что у нас то ли журналисты, то ли представители спецслужб, что, так четко фиксируют всех членов экстремистских организаций? Неужели это всерьез они так говорят? Я считаю, что все экстремистские организации – все! – должны искореняться, потому что экстремизм опасен обществу, а не какой-либо нации. Но загоняют людей к этому экстремизму безысходность, тупая социальная политика. И в этом отношении я сегодняшнее российское правительство называю провокаторами революции. Они толкают огромную массу наших граждан к тому, чтобы взорвать социальную стабильность, чтобы, разуверившись, не веря уже ни во что, - как у нас сейчас в Курской области происходит на выборах, где кандидатам от партии «Народная воля» просто выкручивают руки (я уже направил два письма генеральному прокурору, телеграмму товарищу Михайлову отравил в Курск), - люди вообще не пошли на выборы. И тогда их толкнут в этот экстремизм!
Владимир Бабурин: На половину моего вопроса вы уже ответили, но вопрос я все-таки задам. Вот то, что эти несколько дней активно подчеркивается, что нет, не состоит он ни в каких экстремистских организациях, хотя, да, конечно, безусловно, есть такие… Год предвыборный, избирателям на выборах в Думу будущего года уже ставятся, равно как и на президентских выборах 2008 года они сегодня ставятся перед простой дилеммой: либо проголосовать за «Единую Россию» и путинского преемника; либо проголосовать за фашистов, убивают азербайджанских студентов, африканских студентов, режут таджикских девочек, врываются в синагоги и так далее. И в 1996 году пугали коммунистическим реваншем и напугали до второго ельцинского срока, который закончился введением фактически за руку господина Путина в Кремль. У вас нет ощущения, что фашизм надувают? Знаете, была детская противная игра, по-моему, в фильмах даже каких-то показывали, как дети надувают лягушек. А у Шварца такая сказка есть «Новые приключения Кота в сапогах», где лягушка раздувается до размеров автобуса, жилого дома.
Сергей Бабурин: Помню эту сказку.
Владимир Бабурин: А вот если власти действительно эту «лягушку» раздуют до такого размера, то не кажется ли вам, что если она будет раздута до размеров настоящего фашизма, то это и будет уже настоящий фашизм, и недоучившийся художник Шикльгрубер станет в этот момент Гитлером?
Сергей Бабурин: Если честно, я в этом уверен. Я считаю, что это самая большая проблема, которая сегодня в обществе подспудно назревает. Да, у нас есть партия власти. Как эта партия власти держится в регионах, у кормила или у кормушки, кто как угодно пусть называет, мы с вами видим. В Тверской области, например, сейчас на выборах я убедился вместе со своими соратниками, как у избирательных участков стояли машины с эмблемами «Единой России», с наклеенной буквой «В» и у людей просто покупали голоса при голосовании. Утром цена была 200 рублей, к вечеру аж до 600 рублей дошло. Причем я это говорю, как юрист, осознанно, документы у нас есть, мы их направляем куда только можно и говорим, что там нельзя.
И в этом отношении, когда нам говорят, что или партия власти, или все остальное фашиствующее, тогда национализм как идея национального возрождения, пытаются дискредитировать через экстремизм, антисемитизм и все прочее, я в говорил и говорю, что русский патриот – не синоним античего-нибудь. Это человек, который любит русские культуру, русский язык, русские традиции. А среди этих традиций одна из ключевых – бережное и уважительное отношение к традициям, культуре и вероисповеданию других людей. Когда мы говорим о будущем, почему в Курске такая истерика? Там во главе регионального списка «Народной воли» идет Александр Руцкой, бывший вице-президент, бывший губернатор Курской области. По всем опросам «Народная воля» может там победить даже «Единую Россию», потому что, к сожалению, губернатор, бывший коммунист Михайлов, он сейчас в «Единой России», там просто утратил авторитет.
Владимир Бабурин: Давайте мы эту тему не будем обсуждать по одной простой причине, Сергей Николаевич: боюсь, в Центризбиркоме будет недовольны.
Сергей Бабурин: А чем недовольны? Чем недовольны, если мы им направили все письма. Мы говорим: остановите беззаконие. Ладно мы, ЛДПР они запретили предоставлять помещение, конференция по выдвижению списка партии Жириновского проходила в Курской области под открытым небом.
Владимир Бабурин: Потом меня просто вынудят, чтобы всем участникам курских выборов предоставить эфир.
Сергей Бабурин: Хорошо, ни слова больше о партиях.
Владимир Бабурин: Таков закон о выборах.
Сергей Бабурин: Я говорил, вообще-то, не о выборах, а о произволе и беззаконии. И вот здесь я за то, чтобы любые выборы, президентские или парламентские… Вы правы, у нас год определяющий, в 2006 году решится, какие партии останутся, какие пройдут перерегистрацию, а какие исчезнут. Какие партии, исходя из весенних и осенних выборов в законодательные органы власти регионов, смогут состояться на выборах уже в Государственную Думу. И здесь я за то, чтобы честно все определялось, чтобы не создавались «демоны» в лице антисемитизма, фашизма. Вот эта волна антикоммунистической истерии, которая опять поднимается, ну, давайте мы без «анти» говорить, что вы можете. Не надо хаять других, что вы можете, что вы делаете? Почему «Единая Россия» прячется за спину президента? Он не член этой партии, он – как и надлежит главе государства – стоит над схваткой и смотрит, как там вот эти партии просто государственные интересы защищают или противоречат этим интересам.
Владимир Бабурин: Кстати, не только прячется за спину президента. Более того, они вполне успешно используют лозунги и идеи, выхваченные у оппозиции, с одной стороны. А с другой стороны, как мне кажется, остается такой режим, относительно «травоядным» несогласным позволяя выживать. Вот жить не всегда позволяет, а выживать пока еще можно.
Сергей Бабурин: Ну, это приводит к тому, что люди не идут голосовать. А если люди не будут голосовать, останется или экстремизм, или еще что-то. Но я хотел бы сказать еще, что вот это все – суета. А я хочу, несмотря на то, что сегодня пятница, 13-ое, поздравить радиослушателей с Новым годом. Мы накануне Нового года по юлианскому календарю. Хочу пожелать здоровья, благополучия, процветания, мира и стабильности.
Владимир Бабурин: Спасибо. «Идею календарной реформы поддерживаю, чтобы избавиться от предрождественской вакханалии, придуманной любителями партийных каникул в Куршавеле. Другое важное дело – перенос столицы, например, в Омск. Москва перестала быть духовным лидером, центром России и во многом противопоставляет себя регионам и народу. Дмитрий».