Мария Эйсмонт: «Официальные подтверждения вины Марка Доу пока не представлены»

Логотип фонда "Евразия"

Как заявил представитель ФСБ Сергей Игнатченко, оперативникам удалось пресечь деятельность британских разведчиков, работавших под прикрытием посольства. Среди них – второй секретарь посольства Марк Доу. По словам Игнатченко, среди организаций, получавших гранты от Марка Доу – фонд «Евразия». О подробностях работы с Доу в интервью Радио Свобода рассказала координатор программ поддержки независимых СМИ фонда «Евразия» Мария Эйсмонт.


Мария Эйсмонт: Мы работаем, в том числе, и по гранту, полученному от правительства Великобритании - эта программа называлась "Поддержка независимых газет малых городов России", рассчитана на два года (заканчивается в конце этого марта). Программа рассчитана на общественно-политические независимые газеты, выходящие в российских регионах в городах с населением не более 150 000 человек.


Суть программы состоит в том, что мы с помощью тренингов и семинаров стараемся повысить профессиональный уровень журналистов, дизайнеров, фотографов, рекламных агентов изданий, чтобы они могли делать более качественный продукт и более эффективно его продавать. Эти газеты не получали денег, они получали только знания и общение друг с другом.


Работаем мы только с независимыми и финансово устойчивыми изданиями, что означает, что в нашу программу не могли попасть корпоративные СМИ, государственные СМИ, а также СМИ, финансируемые какими бы то ни было политическими партиями любого толка (как левыми, так и правыми).


- Когда и при каких обстоятельствах Вы познакомились с Марком Доу?


Марк Доу - куратор нашей программы. И, естественно, мы с ним лично знакомы. Он приятный человек, и очень мало влезал в то, что мы делаем. Иногда даже бывало обидно, что он так редко посещает наши мероприятия, на которые мы его, естественно, приглашали.


- В чем проявлялось «кураторство» Доу?


- Почти никак не проявлялось. Просто для нас он был контактным лицом, представителем донора. Естественно, ежеквартально мы писали отчеты - финансовый и содержательный - о том, как идет программа, какие мероприятия провели, какие изменения у наших партнеров произошли (как, например, увеличился тираж, выросли рекламные продажи, журналисты приняли этический кодекс, или газета отказалась от косухи - то есть непомеченных рекламных материалов, и так далее). Но уже после первого отчета представители британского посольства попросили нас писать покороче.


Один раз Марк Доу участвовал в нашем выездном семинаре в городе Железногорске. В рамках этого семинара мы приглашаем журналистов из разных газет-участников программы в одну газету и делаем совместными усилиями реальный номер этой газеты, который затем идет в печать.


Таких семинаров мы проводили два в год (по британскому гранту). Они длились неделю - это полный цикл еженедельника. И вот на один из таких семинаров Марк приехал (при том, что я лично его звала на все), и приехать смог только на один день - когда номер сдали и он вышел в печать. Как раз попал на заключительный торжественный ужин. Посидели, потанцевали все с участниками семинара и разъехались. Все остались довольны.


- Сейчас Марка Доу обвиняют в шпионаже. Вы не знаете, где в данный момент он находится, в России или в Англии?


- Не знаю, где он. Честно говоря, было желание позвонить и вместе посмеяться над этим - сострить что-то про Джеймса Бонда, но потом подумала, что это может навредить. Так что мы некоторое время не созванивались.


- Как Вы думаете, есть ли основания подозревать его в шпионской деятельности?


Вообще вся эта история звучит для меня очень комично и напоминает рассказы в пионерском лагере про то, как отважные пионеры ловили турецких шпионов (лагерь был на Черном море) - тоже там были всякие камушки и ракушки, которые на самом деле оказывались спутниками-шпионами и считывали информацию из пионерской комнаты и секретно фотографировали знамя.


Вся проблема в том, что до сих пор люди верят такому, и прежде всего потому, что они видят это по государственному телевидению.


Я, конечно, не могу поклясться на Библии что Марк Доу не шпион (я не могу читать его мысли), но я знаю его лично, и поэтому мне в это не верится.


А зная методы работы наших органов и их тягу к провокациям, я бы хотела увидеть более независимые и веские доказательства его вины. Пока этих доказательств не представлено, для меня Марк Доу невиновен.