Представитель фонда «Евразия» комментирует шпионский скандал

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Михаил Фролов.



Андрей Шароградский: Сегодня Министерство иностранных дел Великобритании выразило удивление и беспокойство в связи с заявлениями представителей Федеральной службы безопасности России о шпионской деятельности четырех сотрудников британского посольства в Москве.


Напомню, что накануне в программе "Специальный корреспондент" телеканала "Россия" была показана оперативная съемка ФСБ, на ней были продемонстрированы якобы британские дипломаты, связывающиеся со своим агентом, гражданином России, с помощью тайника. В передаче утверждалось и отмечалось, что один из этих дипломатов - второй секретарь посольства Марк Доу - подписывал документы о выделении грантов для 12 неправительственных организаций, действующих в России, в том числе Московской Хельсинской группы.


Мария Эйсмонт, представитель неправительственной организации, фонда «Евразия», оказавшейся замешанной в этот скандал, подтвердила в интервью Радио Свобода, что знакома с британским дипломатом Марком Доу и что господин Доу действительно курировал программу поддержки независимых средств массовой информации, которую осуществлял фонд "Евразия", а если быть точным - фонд "Новая Евразия".


Вот что Мария Эйсмонт заявила в интервью Радио Свобода.



Михаил Фролов: Как и когда вы познакомились с Марком Доу?



Мария Эйсмонт: Мы познакомились с Марком Доу где-то два года назад. Дело в том, что фонд "Евразия" получил грант от правительства Великобритании на осуществление программы поддержки независимых газет в малых городах России. Этот грант - 129 тысяч фунтов стерлингов - был выдан нам на два года на осуществление нашей программы. Сразу скажу, что все платежи осуществлялись согласно договору о гранте и проходили по безналичному расчету, в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Марк Доу курировал этот проект. Надо сказать, что он приехал работать в посольство Великобритании в Москве уже после того, как нам был выдан грант, почти сразу после этого мы с ним познакомились, поскольку он был куратором программы и, естественно, общались несколько раз на протяжении срока действия программы. Для нас это был представитель организации-спонсора, как бы нашего донора, время от времени мы с ним встречались, рассказывали, как идет программа. Кроме того, ему же адресовались наши финансовые и содержательные отчеты в соответствии с условиями грантового договора. Это обыкновенные отчеты, типичные для организации-грантополучателя, в которых содержатся основные вещи развития проекта.



Михаил Фролов: Как еще проявлялось его кураторство, кроме того, что он следил за вашими финансовыми отчетами?



Мария Эйсмонт: Были еще содержательные отчеты, это краткое содержание хода проекта, причем после первого или второго отчета даже попросили нас быть покороче, писать покороче. За все это время ни они, ни другие сотрудники посольства не дали нам никакого повода подозревать их в чем-то неблаговидном, в каких-то неблаговидных действиях. Что касается наших мероприятий, мы их честно приглашали на многие наши мероприятия, он принял участие в одном мероприятии, это был выездной тренинг "Мастерская практика для журналистов и редакторов" в городе Железногорск Курской области. Сам тренинг проходил 7-8 дней, но Марк Доу смог приехать только на один день, как раз попал на завершение семинара, на торжественный ужин.



Михаил Фролов: Как вы воспринимаете известие о том, что его подозревают в шпионаже?



Мария Эйсмонт: К сожалению, я не смотрела этот репортаж, читала только расшифровки программы в Интернете и слышала то, что там было, со слов своих друзей и коллег. Но вся эта история с камнями и радиопередающими устройства мне напомнила мое пионерское детство. Когда мы ездили в пионерский лагерь на берегу Черного моря и там играли в зарницу, а также в перерывах между играми в зарницу нам рассказывали якобы реальные истории про то, как пионеры поймали турецких шпионов, которые пытались с помощью ракушек и камушков, которые лежали на берегу, прослушать какие-то секретные данные (я уже не помню) о состоянии пионерской комнаты.


С другой стороны, конечно, я, как любой другой человек, не может дать стопроцентную гарантию, просто исходя из теории вероятности, что упомянутый Марк Доу, так же, как кто бы то ни было другой, не может теоретически быть шпионом. Другое дело, что вся эта история как-то не очень хорошо пахнет и очень похожа на провокацию просто по тому, как и когда она была подана.


Фонд "Новая Евразия" является правопреемником фонда "Евразия". Он существует уже год, фонд "Новая Евразия", когда и был зарегистрирован. Но некоторые проекты фонд "Евразия", он не прекратил свое существование сразу после учреждения фонда "Новая Евразия", а продолжил его до тех пор, пока не закроются все программы. Поэтому эта программа, финансируемая посольством Великобритании, она как раз была записана на фонд "Евразия".