Виктория Копейкина: «генетически модифицированные растения не могут сосуществовать с обычными»

Большинство генно-модифицированных растений бесполезны

В Берлине завершилась вторая международная конференция «Зоны, свободные от генетически модифицированных организмов. Развитие сельских регионов и защита биологического разнообразия». На первой встрече, в 2005 году, был принят берлинский манифест о зонах, свободных от генно-модифицированных организмов, и защите биоразнообразия в Европе. В последней конференции участвовали 250 человек из 38 государств мира.


Генно-модифицированные растения не несут никаких выгод ни потребителям, ни фермерам.


Секретарь Альянса СНГ «За биобезопасность» Виктория Копейкина рассказывает о различном вкладе стран Европейского Союза в выращивание генно-модифицированных растений: «Больше всего генно-модифицированных растений выращивается в Испании. Там меньше всего контроля за этим, поэтому удается вырастить достаточно много. Выращивают в Португалии. С этого года возобновлено, к сожалению, выращивание во Франции, хотя несколько лет назад оно было остановлено, и в Германии выращивается несколько сот гектаров генно-модифицированной кукурузы».


Если говорить о динамике распространения генно-модифицированных растений в мире, за последние годы территории, на которых их выращивают, увеличились или, наоборот, стали сокращаться?


Дело в том, что непонятно, как считать. Как правило, международные организации, которые занимаются мониторингом просто прибавляют поля, которые появляются, к уже существующим. Но это не означает, что существовавшие поля остаются задействованы до сих пор. Если брать официальную статистику, то растет, но очень медленно, количество полей и площадей. В 2005 году рост был самый маленький за всю историю возделывания генно-модифицированных растений, и в целом всего четыре страны остаются по-прежнему самыми главными лидерами в этой области — США, Канада, Аргентина и Китай. Китай выращивает только генно-модифицированный хлопок, который не идет в пищу.


Если говорить об отношении населения к распространению генетически модифицированных растений и об отношении фермеров, которые, допустим, не хотят выращивать эти растения, в странах ЕС проходят какие-то акции протеста против распространения генно-модифицированных растений?


Да, проходят. В частности в Лондоне в октябре состоялась так называемая демонстрация солидарности, она собрала несколько тысяч человек на улицах Лондона, причем большую часть составляли именно фермеры. Один из таких фермеров, который работает в Уэльсе, на собственном тракторе специально приехал из Уэльса: это несколько сотен километров.


Что касается европейского континента, в Германии, например, бывают акции протеста?


Да, конечно. Германия сейчас, можно сказать, в авангарде, поскольку она продолжает, пусть и в небольших объемах, но все-таки выращивать генно-модифицированную кукурузу, и это привело к протестам, достаточно радикальным. Летом 2005 года фермеры, общественники провели акцию, которую назвали «Освобождение полей», — фактически уничтожив часть посевов ГМ-кукурузы.


Насколько я знаю, в 2005 году в Швейцарии был объявлен мораторий на выращивание геннетически модифицированных растений. Каковы последствия этого моратория?


Это было даже не просто объявление моратория, это был референдум, который прошел в ноябре: большинство населения Швейцарии высказалось за запрет выращивания генно-модифицированных растений в стране. До этого в стране были только испытательные поля. На данный момент в связи с мораторием на территории Швейцарии генно-модифицированные растения не выращиваются и не буду выращиваться как минимум 5 лет. Кроме того, это имеет еще экономические последствия. Поскольку в Швейцарии был принят так называемый «закон по сосуществованию» (это достаточно жесткий закон, гарантирующий незагрязнение обычных полей), местные фермеры подсчитали, что если бы они выращивали генно-модифицированные растения, то они бы каждый год минимум на 5 евро больше тратили на каждый гектар из своих личных средств. Поэтому для них это экономическая выгода и, безусловно, имиджевая, поскольку Швейцария становится страной, свободной от генно-модифицированных организмов. Кстати, у них был введен лейбл совсем недавно, который звучит как «швейцарская гарантия», и этот лейбл они ставят на свою продукцию, это равноценно лейблу «органический продукт», то есть продукт, произведенный экологически чистым способом.


В апреле 2006 года в Вене должна пройти европейская конференция по сосуществованию, то есть возможности выращивания генно-модифицированных растений безопасным для обычных и органических полей образом. В принципе, разве такое возможно, чтобы генно-модифицированные растения соседствовали в открытой среде с обычными растениями того же вида?


Сосуществование, конечно, невозможно, это говорят все, кто хоть немножко разбирается в сельском хозяйстве. Разговор, прежде всего, идет о том, что необходимо принять такие законы по сосуществованию, которые фактически делают выращивание генно-модифицированных организмов бессмысленным. Многократно уже спорили на тему — нужно ли говорить в принципе о сосуществовании, но поскольку эта идея уже есть и уже принимаются директивы, уже принимаются законы по сосуществованию, уже бесполезно этот термин опротестовывать. Гораздо проще в рамках этих законов сосуществования сделать его невозможным. То есть — принять такие жесткие ограничения на выращивания генно-модифицированных организмов, что фермеры сами откажутся это делать.


Как вы полагаете, это удастся достигнуть? Европейский континент станет свободным от генетически модифицированных организмов, или же все-таки прогресс в области генной инженерии остановить невозможно и генетически модифицированные растения останутся?


Судя по тенденциям последних лет, все-таки возможно будет, по крайней мере, очень резко ограничить использование генно-модифицированных растений на территории Европейского Союза, а может быть даже и полностью запретить. Большинство правительств, фермеров, и специалистов не одобряют и не рассматривают распространение существующих на сегодняшний день генно-модифицированных растений как прогресс в области биотехнологий, поскольку все заявленные свойства этих растений не несут никаких выгод для потребителей и фермеров, они только способствуют увеличению прибыли компаний. Для малых и средних фермеров это абсолютно бесполезно. Поэтому, хотя идут разговоры, что существуют и будут существовать растения с полезными свойствами, для потребителя на данный момент их нет. На данный момент мы имеем устойчивые к гербицидам растения, устойчивые против вредителей растения, которые не имеют никакого значения ни для малых фермеров, ни для нас с вами.