"Наличие АЭС однозначно облегчает создание бомбы"

Иран может не успеть запустить свою первую АЭС в Бушере

Сегодня в Москву для встречи с секретарем Совета Безопасности России Игорем Ивановым прибыл его иранский коллега Али Лариджани. Для наблюдателей очевидно, что главной темой переговоров является так называемое иранское ядерное досье.


Визит секретаря Высшего Совета национальной безопасности Ирана в Москву стал ответом на поездку Иванова в Тегеран в ноябре прошлого года, когда Россия впервые предложила обогащать топливо для иранской ядерной энергетики на своей территории. Осуществление этого проекта могло бы снизить напряженность вокруг ядерной программы Ирана. По предварительным договоренностям, окончательное решение по этому вопросу должно быть принято на переговорах в Москве в середине февраля. Но уже 2 февраля в Вене намечено проведение экстренного совещания Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В преддверии этого события Тегеран, по словам Лариджани, хочет предварительно еще раз обговорить с Москвой свою позицию. До сего дня она строилась на том, что право Ирана на обогащение урана безусловно и обсуждению не подлежит.


США и Евросоюз по-прежнему подозревают Иран в попытках разработать ядерное оружие и настаивают на передаче иранского «ядерного досье» в Совет Безопасности ООН для возможного введения санкций. Выступая накануне в Канзасе, президент США Джордж Буш заявил, что его «беспокоит стремление недемократического государства к созданию ядерного оружия. Нельзя допустить, чтобы кто-либо шантажировал этим оружием весь мир». Буш подчеркнул, что международное сообщество использует все возможные методы убеждения, чтобы склонить Иран к отказу от тех элементов его ядерных программ, которые вызывают обоснованную озабоченность.


До сих пор планы США в отношении Ирана вместе с Россией тормозил и Китай. По мнению этого постоянного члена Совета Безопасности ООН, достижение компромисса с Ираном возможно даже сейчас. «Мы все еще считаем, что дипломатические усилия являются наиболее эффективным средством решения проблемы. Мы верим, что все стороны продемонстрируют сдержанность и с должным терпением постараются создать необходимые условия для того, чтобы Иран согласился вновь сесть за стол переговоров», - заявил сегодня официальный представитель внешнеполитического ведомства Китая Кон Куань.


Ближайшие соседи Ирана - Египет и Саудовская Аравия, обладающие политическим влиянием не только среди мусульманских стран, также высказывают серьезную озабоченность. Как заявил в интервью Радио Свобода старший аналитик Центра политических и стратегических исследований в Каире Мухаммад Абдель Салям, желание избежать нового широкомасштабного конфликта в регионе подталкивает их к действиям: «И Саудовская Аравия и Египет чувствуют себя достаточно напуганными. Им не нужен очередной военный конфликт у себя под боком. Если мировые державы все-таки решат передать иранский вопрос на обсуждение Совета Безопасности, они их поддержат».


Сотрудник Исследовательского центра стран Персидского залива в Дубае Мустафа Алании также полагает, что ядерная программа Ирана направлена на дестабилизацию обстановки, запугивание стран Ближнего и Среднего Востока. Лидеры мусульманских стран полагают, говорит он, что действия Ирана можно объяснить лишь стремлением стать доминирующей державой в регионе.


Насколько оправданы опасения, что Иран находится в нескольких шагах от создания собственной атомной бомбы? По мнению российских ученых, выступивших сегодня на пресс-конференции в Москве, удержать под контролем распространение ядерных технологий военного назначения практически невозможно. Наличие в конкретной стране хотя бы одной атомной электростанции значительно упрощает для нее создание ядерного оружия. «Это (наличие АЭС – РС) однозначно сопряжено с тем, что эта страна может создать бомбу», - считает профессор Игорь Остряцов. Он приводит в пример Индию, которая собрала и испытала в 1974 году свое первое ядерное устройство, хотя ее ядерные объекты находились в то время под контролем МАГАТЭ.


«Получается, что в развивающихся странах станции нельзя строить по той причине, что они могут сделать бомбу, это усугубляет проблему распространения ядерного оружия. А развитые страны уже не строят [АЭС] у себя, поскольку они не cмогут [потом ее] закрыть, поскольку принятый сегодня регламент - это [наличие при станции] хранилища, рассчитанного минимум на 100 лет. А создание долговременных хранилищ практически провалилось», - говорит профессор Остряцов.