«Если победят радикалы, им будет не до Израиля»

Каким лицом откроется миру новая Палестина?

В Палестинской автономии, где живут более 3,5 миллионов человек, сегодня проходят первые за последние 10 лет парламентские выборы. Основная борьба разворачивается между правящим движением ФАТХ и радикальной исламской группировкой ХАМАС. Израиль и США считают возможную победу ХАМАС серьезным препятствием для мирного процесса, итогом которого должно стать образование независимого палестинского государства.


Движение ФАТХ, которое до самой смерти возглавлял бессменный лидер палестинцев Ясир Арафат, ставит своей главной целью разделение территории исторической Палестины на две страны для двух народов. В соответствии с официальными программными установками партии, палестинское государство должно быть образовано в границах 1967 года (то есть включать в свой состав многие районы современного Израиля, в том числе исторические восточные кварталы Иерусалима (израильтяне считают его своей неделимой столицей)). Палестинские беженцы должны полностью вернуться к родительским очагам, даже если этих очагов давно нет, а ныне эти земли являются частью Израиля. При этом ФАТХ заявляет о намерении решать спорные вопросы путем переговоров.


Движение исламского сопротивления (или ХАМАС), которое израильтяне и американцы считают террористическим, создано в 1980 году. Оно выступает за создание палестинского государства, которое будет жить по законам шариата, на всем пространстве от Средиземного моря до реки Иордан. ХАМАС не признает права Израиля на существование и считает, что палестинцы могут вести борьбу с оккупантами любыми методами.


Бывший президент США Джимми Картер, возглавляющий несколько сотен международных наблюдателей, подтвердил, что серьезных нарушений в течение дня зафиксировано не было. «Подготовка к голосованию были проведены, на мой взгляд, очень хорошо. Мы надеемся, что все пройдет спокойно, мирно. Выборы будут честными. Последний раз палестинцы избирали парламент в 1996 году, а год назад президента автономии. Все было успешным. Я верю, что таким же будет и сейчас», - отметил Картер.


Профессор Института востоковедения РАН Ирина Звягельская полагает, что ФАХТ имеет предпочтительные шансы на выборах – хотя у населения есть к партии власти много претензий, а оппозиционный ХАМАС позиционирует себя как социальное движение, делающее главный упор на помощь беднейшим слоям населения.


Эксперт РС полагает, что на поддержку сторонников партии ФАТХ направлено и первое развернутое заявление взявшего на себя функции израильского премьера Эхуда Ольмерта (он отметил, что окончательное урегулирование с палестинцами потребует от Израиля уступки дополнительных территорий). «Совершенно очевидно, с кем Израиль будет вести переговоры. Он будет вести переговоры с нынешними лидерами палестинской администрации. Мне кажется, ему сейчас очень важно протянуть руку светским лидерам, потому что даже если сейчас ХАМАС и не выиграет, потенциал у него огромный. И вот об этом нельзя забывать», - говорит наша собеседница.


Накануне дня голосования некоторые эксперты высказали мнение, что даже победа радикалов не будет означать катастрофы – приняв на себя реальную ответственность за национальные судьбы, лидерам ХАМАС придется пересмотреть свою воинственную политику. Ирина Звягельская полагает, что есть не меньше резонов говорить об обоснованности другой точки зрения. А именно, что изменить природу радикальных группировок не могут никакие обстоятельства. Даже если предположить, что ХАМАС сегодня выиграет, отмечает наша собеседница, сторонники этого движения первым делом «начнут разбираться не с Израилем, а со светскими палестинскими лидерами, с фатховцами. Вот тогда может начаться такая борьба за власть, что некоторое время им будет не до Израиля».