Дмитрий Волчек: В Давосе сегодня открылся ежегодный Всемирный экономический форум. На нем, как ожидается, будут обсуждаться экономические перспективы Китая и Индии, информационные технологии и их влияние на мировую экономику, а также проблемы регионального развития. Однако у российских представителей в Давосе иные темы для переговоров. Рассказывает Иван Трефилов.
Иван Трефилов: Повестка Всемирного экономического форума не предполагает длительных дискуссий о состоянии экономики России. Но без обсуждения вклада страны в обеспечение глобальной энергетической безопасности в Давосе, судя по всему, все-таки не обойдется. Говорить же о перспективах экономического развития в России, а тем более сравнивать его с темпами роста Китая или Индии для мировой элиты и вовсе бессмысленно. Всем уже и так понятно, на чем базируются успехи российской экономики. Вот мнение главного экономиста "Альфа-банка" Наталии Орловой.
Наталия Орлова: К сожалению, за последние годы очень многим стало очевидно, что, действительно, российская экономика диверсифицируется крайне медленно. Кроме, собственно, нефтяной истории, в которой Россия всегда была в глазах потенциальных инвесторов, ничем другим и не стала. Поэтому, мне кажется, что здесь основная проблема заключается в том, что, если другие страны, действительно, показывают рост в достаточно интересных розничных сегментах, их экономики структурно меняются, то российская экономика как бы застыла. Даже если мы будем показывать и более высокие темпы роста, все равно они будут базироваться на высоких ценах на нефть.
Иван Трефилов: Наверное, поэтому нынешняя российская делегация и не отличается особой представительностью. Ее возглавляет единственный представитель правительства, поехавший в Давос, министр экономического развития и торговли Герман Греф. Однако у него другие задачи. Герман Греф планирует провести переговоры с представителями некоторых стран о вступлении России в ВТО. В их числе Швейцария и США, которые по-прежнему настаивают на выполнении ряда условий, считающихся в Москве неприемлемыми. Наталия Орлова напоминает, что среди них и вопрос о допуске филиалов иностранных банков на российский финансовый рынок.
Наталия Орлова: Допуск иностранных банков, которые будут работать, не принимая во внимание национальное, валютное или банковское регулирование, конечно, создает очень большую опасность и для денежной политики, и в целом политики центральных банков. Я думаю, что в нашем случае, это скорее вопрос, который в первую очередь увязан, конечно, с изменением валютного законодательства. Потому что пока у нас такое валютное законодательство со многими ограничениями как оно есть, очень трудно допустить сюда банки, которые будут работать по кардинально иным принципам.
Второе - это, конечно, вопрос слабости политики Центрального банка. Потому что у нас в значительной степени экономика зависит от цены на нефть. Соответственно, и возможность Центрального банка поддерживать ликвидность банков, эмитировать денежную массу это все тоже сильно зависит от экспортной конъюнктуры. Я думаю, что по этому вопросу, компромисс будет состоять из нескольких сроков. Будет очерчен некий период, через который иностранные банки будут в большей степени здесь присутствовать.
Иван Трефилов: Впрочем, у Германа Грефа не так много времени, чтобы договориться со своими оппонентами. 29 января Всемирный экономический форум заканчивает свою работу.