Выступая в среду с речью в конгрессе, президент США Джордж Буш заявил, что не отступится от проведения наступательной внешней политики. Именно с ее непопулярностью аналитики связывают падение уровня поддержки Буша среди американцев. По словам Буша, сделать иначе было бы равнозначно добровольно изоляции от острых мировых проблем.
Как сказал президент, в течение тех трех лет, что он еще будет находиться в Белом доме, он продолжит бороться с международным терроризмом, а также не откажется от проводимой им политики в Ираке и курса на распространение демократии во всем мире. «Наши друзья и наши враги во всем мире могут быть уверены - Соединенные Штаты не отступят, мы никогда не сдадимся силам зла». Буш отметил, что категорически отвергает то, что он назвал «фальшивым комфортом изоляционизма».
Наступательная внешняя политика нынешней администрации, а также недостаточно решительные действия федеральных властей во время традиционного сезона ураганов сделали минувший год не самым удачным для Буша. На протяжении последних двух месяцев рейтинг президента, как о том говорят опросы общественного мнения, колебался в районе 40%. Кроме того, усилия США по распространению демократии в мире (а год назад демократизация стран Ближнего Востока стала лейтмотивом президентского выступления) принесли некоторые неожиданные результаты. На прошлой неделе движение ХАМАС, выступающее за уничтожение Израиля, убедительно выиграло выборы в палестинский парламент.
Все это дало наблюдателям основания полагать, что в своей главной речи года президент объявит о коррективах в проводимом им курсе. Этого, однако, не случилось. Если Буш и отступил, то это отступление выражается в том, что на сей раз он не объявил о новых грандиозных планах. Все инициативы, которые были оглашены сегодня, были достаточно скромны по своему размаху, и посвящены внутриамериканским проблемам. Так, например, Буш упомянул об улучшениях в системах пенсионного и медицинского обеспечения, повышении качества преподавания математики в школах и необходимости более активно использовать альтернативные источники энергии.
Президент заявил, что не допустит ослабления борьбы с проявлениями терроризма по всему миру, среди которых он упомянул остатки афганского движения «Талибан», движение сопротивления в Ираке и ячейки «Аль-Каиды». Буш отметил, что Ирану не будет позволено иметь ядерное оружие. Обращаясь напрямую к иранским гражданам, президент отметил, что «уважает [их] право самостоятельно выбирать свое будущее» и «надеется, что американцы когда-нибудь станут близкими друзьями свободного и демократического Ирана».
Профессор университета штата Нью-Йорк в Кортленде Роберт Спитцер полагает, что ожидать капитуляции от Буша было наивно. Если оставить в стороне иракский вопрос, Бушу очевидно нравится ассоциировать себя и своих соратников-республиканцев с походом против террора.
Эксперт приводит цифры опросов, которые, по его словам, свидетельствуют о том, что, не одобряя в своем большинстве войну в Ираке, американцы высоко оценивают деятельность Буша и его республиканской партии в борьбе с террором.
В настоящее время республиканцы обладают незначительным большинством в каждой из палат конгресса. Но это преимущество может испариться уже в этом году – в ноябре состоятся т.н. промежуточные выборы (будет переизбран весь состав палаты представителей и треть сената). Как показывает история, президентская партия неважно выступает в те годы, когда сам президент не идет на переизбрание.
Продвигая свой имидж полководца мировой антитеррористической армии,
Буш надеется сохранить это преимущество или даже развить его, говорит профессор Спитцер.
«Вопросы внешней политики и проблемы национальной безопасности были стержневыми в программе, с которой Буш шел на переизбрание. Возможно, республиканцы связывают с ними свои главные надежды на удержание под своим контролем конгресса. Иными словами, логика здесь такова: если американцы озабочены своей безопасностью, и если при этом они все еще считают, что Буш и его партия хорошо защищают страну, борются с терроризмом, то это должно помочь республиканцам на осенних выборах».
Некоторые наблюдатели ожидали, что президент не станет уделять так много внимания вопросам внешней политики. Ведь именно внешнеполитический курс нынешней администрации в целом и война в Ираке в частности среди американцев непопулярны. К тому же победа экстремистского движения ХАМАС на недавних парламентских выборах в палестинской автономии, как представляется, не подтверждает тезиса Буша о триумфальном распространении демократии на Ближнем Востоке.
Однако Роберт Спитцер отмечает, что президент просто не мог не затронуть дипломатические темы – обратное означало бы, что он признает свое поражение.