Члены Общественной палаты России выносят на широкое обсуждение в обществе вопрос о том, как избавить российскую армию от дедовщины

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.



Андрей Шарый: Члены Общественной палаты России выносят на широкое обсуждение в обществе вопрос о том, как избавить российскую армию от дедовщины. В пятницу состоится первое заседание специально созданной для решения этой проблемы рабочей группы. После случая в Челябинском танковом училище с рядовым Сычевым в стране заговорили и о других случаях дедовщины, о том, как избивают и унижают солдат рядовые сослуживцы и старшие по званию.


По статистике Министерства обороны в 2005 году в результате неуставных отношений погибли 16 военнослужащих, 276 покончили жизнь самоубийством, причиной гибели еще 1064 солдат-срочников в министерстве называют различные преступления и происшествия.



Михаил Саленков: Члены Общественной палаты намерены изменить ситуацию в российской армии. Для этого создана рабочая группа, ее участники просят всех россиян принять участие в обсуждении проблемы армейской дедовщины, как от нее избавиться. Адвокат Анатолий Кучерена, один из членов рабочей группы рассказал, что уже поступают конструктивные предложения по этому поводу.



Анатолий Кучерена: Создать институт военной полиции. Дальше, поступают предложения каждой призывной комиссии организовать работу Общественной палаты либо представителей Общественной палаты. Поступают предложения ввести должность помощника командира батальона, этим человек желательно должен быть юрист, который бы занимался только воспитательными процессами в конкретном военном подразделении. Есть ряд других предложений. Да, и еще есть предложение формировать подразделения по принципу землячества. Такой опыт, кстати, есть, по-моему, в Германии. Поверьте, я сейчас приеду в офис, и там будет еще достаточно много предложений, потому что очень активно общество включилось вот в этот процесс.



Михаил Саленков: Телеведущий Николай Сванидзе назвал еще одно, чаще других предлагаемое решение проблемы, но его конструктивным члены рабочей группы при Общественной палате не считают.



Николай Сванидзе: Очень популярное предложение - заткнуть рот средствам массовой информации в качестве борьбы с неуставными отношениями.



Михаил Саленков: Несколько членов общественной палаты, в том числе Анатолий Кучерена и Николай Сванидзе, накануне вернулись из Челябинска, где встречались с руководством танкового училища, курсантами, находящимся в госпитале рядовым Сычевым и его родственниками. Подводя итоги поездки, Анатолий Кучерена сказал, что уезжали из города они "с тяжелым сердцем".



Анатолий Кучерена: Первое, что мы сделали, мы пообщались с рядовыми солдатами без офицеров. Но могу сразу сказать, впечатление такое, что как будто солдат кто-то зомбировал очень долго, потому что на любой вопрос наш, что на самом деле произошло, солдаты пытались нам говорить о том, что они ничего не видели, что, собственно, ничего и не произошло. Дальше мы пообщались с офицерами. Конечно же, страх есть у них, что они понимают, что произошло преступление, достаточно серьезное преступление, и у них есть такое понимание, что они сами не сделали то, что они должны были сделать.



Михаил Саленков: Посетившие Челябинск члены Общественной палаты говорят: "Осталось впечатление, что руководство училища если о чем и сожалеет, то лишь о том, что не удалось скрыть происшедшее". Анатолий Кучерена рассказал, как они попросили офицеров внести свои предложения, как бороться с дедовщиной в армии.



Анатолий Кучерена: Если подвести итог этого разговора, в основном они говорили о том, что маленькая зарплата, надо повышать престиж армии - и вот таким образом можно искоренить дедовщину.



Николай Сванидзе: И вернуть гауптвахту.



Анатолий Кучерена: Да, обязательно нужно вернуть гауптвахту.



Николай Сванидзе: Говорят, что "у нас нет средств воздействия на солдат".



Анатолий Кучерена: Говорят, что им легче так управлять солдатами. Я знаю, когда была гауптвахта, каким образом эта гауптвахта использовалась, как нарушались права тех же солдат.



Михаил Саленков: Анатолий Кучерена вспоминает, что встреча с Андреем Сычевым, за жизнь которого до сих пор борются врачи, была самой тяжелой за всю поездку.



Анатолий Кучерена: То, что я увидел, картинка эта до сих пор на глазах. Потому что красивый парень 20-летний, который лежит и практический не шевелится, потому что известно, что ампутировали две ноги и другие части тела. Я пытался с ним разговаривать. У него есть реакция, он слышит, что я говорю, и он кивает головой, соглашается либо отрицает. Он не может говорить, потому что еще искусственная вентиляция легких. Ситуация очень тяжелая, как сказали врачи, сегодня идет борьба за его жизнь, потому что он приходит в себя, потом, видимо, дают какие-то лекарства, и он опять засыпает.



Михаил Саленков: Андрея Сычева, после того как его состояние стабилизируется, переведут в Главный военный клинический госпиталь имени Бурденко в Москве.


После случая в Челябинске известия о жестоком обращении со стороны сослуживцев и старших по званию стали приходить из разных регионов России. Так, в Вологодский областной Комитет солдатских матерей только за январь поступило более двадцати заявлений о насилии в армейских частях. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Вологде Алексей Завьялов.



Алексей Завьялов:28 января солдат срочной службы Иван Медведников бежал из части в поселке Рыбкино, что под Вологдой. По словам молодого человека, накануне его сильно избил нетрезвый командир части: схватил за шею и ударил головой о стену, затем повалил на пол и бил ногами. Мать солдата Елена Медведникова сразу же написала заявление об избиении сына в областной Комитет солдатских матерей. Проверку по факту избиения начала военная прокуратура Вологодской области. Мало того, 1 февраля в Вологду прибыл военный прокурор Ленинградского военного округа Игорь Лебедь. В присутствии адвокатов солдат Иван Медведников дал показания на своих обидчиков. Рассказывает председатель Вологодского Комитета солдатских матерей Маргарита Савоськина...



Маргарита Савоськина:В присутствии гражданских адвокатов, в присутствии председателя Совета солдатских матерей - меня, военного прокурора Ленинградского военного округа Лебедя Игоря Ивановича Иван дал показания, что его избивал командир. От своих показаний он не отказался. Более того, у адвокатов на руках есть документы из горбольницы о том, что подтверждаются ушибы и ссадины в тех местах, где он говорил, что его избивали. Я увидела готовность и заинтересованность военной прокуратуры довести дело до конца.



Алексей Завьялова: В войсковой части поселка Рыбкино от комментариев по факту избиения солдата отказались.


Другого вологодского призывника, Александра Белова, на прошлой неделе избили в войсковой части Краснодара. Побои были настолько серьезными, что в госпитале солдату были вынуждены удалить селезенку. Мать Ольга Белова боится, что уже не увидит своего сына живым. Женщине удалось лишь один раз поговорить с сыном по телефону.



Ольга Белова:В понедельник он нормальный, сегодня уже лежит. А что завтра будет - я не знаю.



Алексей Завьялов:Мало того, Ольга Белова до сих пор не может получить объяснения у командования части и вскоре собирается ехать в Краснодар. Финансовую помощь женщине, которая работает медсестрой и получает 2000 рублей в месяц, готов оказать Комитет солдатских матерей. По мнению его председателя Маргариты Савоськиной, на солдата Александра Белова сейчас оказывается давление.



Маргарита Савоськина:Мальчик ни в чем не сознается. Он запуган. У него там нет поддержки. Чтобы была поддержка нужен гражданский адвокат и, может, СМИ, может, еще кто-то. Там он будет еще долго лежать. Наша задача, если мы сможем, то туда съездить. Если мы лицевые счета сейчас дадим, то граждане будут посылать на наши счета деньги. Мы эти счета в присутствии независимой комиссии, которую создадим здесь, отдадим все маме.



Алексей Завьялов:Сбор средств на поездку Ольги Беловой к сыну в Краснодар начнется в ближайшие дни. Поступают в Комитет солдатских матерей сообщения и из других регионов. Вологжанин Игорь Шулепин попал в госпиталь из войсковой части в Североморске. Своей матери он рассказал, что его избивали старослужащие. Уголовное дело о неуставных отношениях не возбуждено, ведется служебное расследование.



Михаил Саленков: В Алтайском крае принимаются комплексные меры по искоренению дедовщины. Такое решение принято в связи с избиением сослуживцами сержанта Александра Семочкина. После избиения Семочкин два дня находился без сознания и, как говорят врачи, еще месяц пробудет в госпитале. Подробности - в репортаже корреспондента Свободы в Барнауле Олега Купчинского.



Олег Купчинский: Военная прокуратура Алейского гарнизона Сибирского военного округа возбудила уголовное дело по факту избиения военнослужащего мотострелковой дивизии сержанта Александра Семочкина. Обвинение предъявлено старшему сержанту Станиславу Кидиекову по статье 111 "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью". В ночь на 26 января два пьяных сержанта - Кидиеков и Дурышев - попытались отобрать у сослуживца сотовый телефон, а когда тот ответил отказом, жестоко его избили. Били руками, ногами и даже шваброй. В итоге швабру сломали. Александр Семочкин с открытой черепно-мозговой травмой и ушибом головного мозга был на вертолете доставлен в Новосибирск, в нейрохирургическое отделение госпиталя 41-й армии. Двое суток Александр был без сознания. По словам начальника медицинской службы 41-й армии Андрея Есаулова, сейчас военнослужащий находится в состоянии средней степени тяжести. В госпитале он пробудет, как минимум, месяц.


Родители Семочкина, живущие в Томской области, узнали о трагедии с сыном не от командования части, которое попыталось скрыть случившееся, а от алтайских журналистов. По словам матери Ларисы Николаевны, Саша не раз намекал на произвол, который творится в части. Первый раз его сильно избили в ноябре прошлого года.


Как сообщила пресс-служба Сибирского военного округа, сняты с должностей командиры рота и полка, в которых произошло ЧП. В Сибирском военном округе приняли ряд мер для искоренения дедовщины. В частности, командующий войсками СибВО генерал армии Николай Макаров приказал усилить воспитательную работу. Командование округа должно встретиться с солдатами и узнать их проблемы и нужды. К просветительской работе подключатся военные прокуроры и работники военных судов. Военные медики проведут всеобщий медосмотр. Предусмотрено также анонимное анкетирование военнослужащих.


Мотострелковая дивизия, где произошло ЧП, была переброшена в Алейск четыре года назад с Дальнего Востока вместо расформированной дивизии Ракетных войск стратегического назначения. Местные жители называют это воинское соединение "дикой дивизией". Оно держит в напряжении весь город, военнослужащие устраивают драки и потасовки, совершают кражи и грабежи. Ежегодно военная прокуратура Алейского гарнизона возбуждает по нескольку десятков уголовных дел.


ЧП с Александром Семочкиным случилось в самый разгар рекламной кампании, которую краевой военный комиссариат ведет по привлечению жителей Алтая в Алейскую дивизию на службу по контракту. Сообщение об избиении сержанта в выпусках теленовостей соседствуют с бодрыми рекламными роликами, которые предлагают жителям Алтая найти в Алейской дивизии работу для настоящих мужчин.



Михаил Саленков: Меры для ликвидации дедовщины принимаются и в Новосибирске. Там подобное решение тоже было принято после громкого скандала. Рассказывает наш новосибирский корреспондент Кирилл Маковский.



Кирилл Маковский: Широкий резонанс, который получило дело рядового Валерия Махновского, избитого в своей части в середине января этого года, вынуждает командование Сибирского военного округа принимать меры по искоренению дедовщины. Пресс-служба СибВО сообщает о том, что решением командующего войсками округа Николая Макарова "началась реализация многоплановых дополнительных оперативных мероприятий организационного, профилактического и воспитательного характера по недопущению нарушений воинской дисциплины и дедовщины в воинских частях". Это значит, что сейчас проводятся специальные занятия с сержантским составом и командирами взводов и рот. Особое внимание уделяется молодым солдатам. В частях проводится анонимное анкетирование военнослужащих, а также их медицинское обследование. Кроме того, молодые солдаты последнего призыва выделяются на полугодие в отдельные базовые воинские части.


Уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин направил в Новосибирск своего представителя, чтобы тот на месте проверил факты неуставных отношений в Вооруженных силах. Пресс-служба Сибирского военного округа обещает, что завтра у всех журналистов будет возможность наблюдать за общением солдат-срочников с офицерами и представителем уполномоченного по правам человека. Встреча состоится на территории одной из воинских частей в Новосибирске.


Между тем, РИА "Новости" сообщает, что военная прокуратура Новосибирского гарнизона в среду направила в гарнизонный суд уголовное дело по обвинению старшего сержанта Степана Ходорова в избиении своего сослуживца, рядового Валерия Махновского. Сержанту Ходорову предъявлено обвинение по части 3 статьи 286-й Уголовного кодекса России. Эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до десяти лет.


Ссылка на информагентства - дело вынужденное. Получить новую информацию непосредственно из военной прокуратуры СибВО пока не удается. Каким средствам массовой информации позволено знать подробности дела Махновского, а каким не позволено, лично решает военный прокурор округа Андрей Никулищин. Запрос на его имя был своевременно отправлен в Читу. О судьбе этого запроса мне удалось поговорить по телефону только с секретарем прокуратуры. Разговор получился коротким…



Секретарь прокуратуры:Честно говоря, я не смогу вам сказать, потому что прокурор сейчас в командировке в Москве. Факс находится у него в кабинете. Кабинет опечатан.



Кирилл Маковский: То есть, соответственно, пока он не вернется из командировки, никакого ответа не будет?



Секретарь прокуратуры:Скорее всего, нет.



Кирилл Маковский:Накануне председатель Новосибирского гарнизонного военного суда Александр Красиков заявил, что слушания по делу об избиении рядового срочной службы Валерия Махновского будут проходить в открытом режиме. А вот командование воинской части, где служил рядовой Махновский, отделается лишь дисциплинарным взысканием. Военная прокуратура Новосибирского гарнизона отказала в возбуждении уголовного дела в отношении офицеров, официальная формулировка - "за отсутствием состава преступления".



Михаил Саленков: Для того чтобы избавиться от дедовщины в российской армии предлагается, среди прочего, и перевод ее на контрактную основу. Вернувшийся из Челябинска член общественной палаты Николай Сванидзе говорит, что пока ситуация не вызывает у него оптимизма.



Николай Сванидзе: Я считаю, что такая болезнь, как дедовщина, носит очень глубокий, системный характер. Пока в нашу армию загоняют силком, у нас будет плохая армия. И пока у нас будет плохая армия, туда будут загонять силком. Это замкнутый круг.



Михаил Саленков: И разорвать этот замкнутый круг, отметил Николай Сванидзе, будет нелегко.