Журналист-правозащитник Станислав Дмитриевский признан виновным в разжигании межнациональной розни

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.



Андрей Шароградский: Журналист-правозащитник Станислав Дмитриевский признан виновным в разжигании межнациональной розни и приговорен к двум годам лишения свободы условно. Такое решение сегодня вынес Советский районный суд Нижнего Новгорода.


Сам Дмитриевский себя виновным не признает и будет обжаловать приговор. Его коллеги – российские правозащитники – назвали процесс политическим. Таким образом, считают они, сегодняшняя российская власть борется с правозащитным сообществом. Над темой работал мой коллега Михаил Саленков.



Михаил Саленков: Станислава Дмитриевского обвинили в разжигании межнациональной розни за публикацию в газете «Право-защита», которую он редактировал, обращения Ахмеда Закаева к российскому народу и обращения Аслана Масхадова к Европарламенту. Процесс длился несколько месяцев, судебные заседания начались в ноябре 2005.


О том, что происходило сегодня вокруг Советского райсуда в Нижнем Новгороде и в зале, где оглашался приговор, рассказывает наш нижегородский корреспондент Олег Родин.



Олег Родин: С утра у здания суда наблюдалось большое скопление работников правоохранительных органов, здесь проходил пикет молчания нескольких представителей молодежного движения "Наши", которые требовали сурового осуждения Дмитриевского, а также акция местных и приезжих правозащитников в его поддержку. Несколько правозащитников попытались пройти в здание суда, но милиция их не допустила туда. При этом были задержаны несколько человек, охранники заявили о схожести пикетирующих с лицами, находящимися в розыске. После доставки троих пикетчиков в соседнее отделение милиции и выяснения их личных данных, задержанные были отпущены.


В суде выступил с последним словом Станислав Дмитриевский, не признавший себя виновным. После перерыва суд должен был возобновить работу в 12:30. Однако ввиду того, что судебное заседание почему-то вдруг было объявлено закрытым для свободного доступа прибывших на процесс правозащитников, Станислав Дмитриевский в знак протеста отказывался явиться в зал суда, пока, наконец, не было решено впустить в зал всех желающих. Приговор гласил



- Признать Дмитриевского Станислава Михайловича виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 282, часть 2, пункт б Уголовного кодекса Российской Федерации и назначить ему наказание - 2 года лишения свободы. На основании статьи 73-й Уголовного кодекса Российской Федерации назначенное указание считать условным с испытательным сроком на 4 года.



Михаил Саленков: Сразу после вынесения приговора мне удалось побеседовать со Станиславом Дмитриевским по телефону.


Станислав, скажите, пожалуйста, будете ли вы обжаловать решение Нижегородского суда?



Станислав Дмитриевский: Да, разумеется, мы будем обжаловать в конституционном порядке в областном суде Нижегородской области. А в дальнейшем, если этот приговор не будет отменен, мы будем подавать жалобу в Европейский суд по правам человека в связи с нарушением в России статьи 10-й Европейской конвенции, которая защищает право на свободу выражения мнения. Я не признаю свою вину, потому что в данных публикациях не содержится никаких негативных характеристик, унизительных характеристик, негативных оценок каких-либо расовых, национальных и социальных групп, либо отдельных лиц, как представителей этих групп.


В этих статьях, действительно, содержатся негативные характеристики, но негативные характеристики нынешнего политического режима России, это негативные характеристики политики этого режима на Северном Кавказе, это негативные характеристики и гневные оценки тем военным преступлениям, которые совершаются как федеральными силами, так и представителями чеченских силовых структур без различия их национальной принадлежности. Наконец, это очень экспрессивные и негативные оценки лично господина Путина, как президента Российской Федерации. Но ни то, ни другое, ни третье, ни четвертое, как вы понимаете, не является составом преступления пока еще по нынешнему российскому Уголовному кодексу. Поэтому я считаю приговор абсолютно незаконным и необоснованным.



Михаил Саленков: Каковы ваши действия в ближайшее время?



Станислав Дмитриевский: Так или иначе, я буду продолжать заниматься своей деятельностью. Если официально где-то не буду числиться и не получать зарплату, то это не значит, что я не буду продолжать заниматься тем же самым. Это принципиальная позиция.



Михаил Саленков: Говорят о том, что это только середина процесса, что впереди еще претензии к вашей организации со стороны налоговой службы?



Станислав Дмитриевский: Да, безусловно. У нас в подвешенном состоянии Арбитражный суд. У нас второе уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса - "Уклонение от уплаты налогов в крупных размерах", где я пока свидетель. Но мы знаем, что по этому уголовному делу, которое рассматривалось сегодня, я тоже больше полугода был свидетелем. Чем это кончилось - очевидно. Кому будет предъявлено обвинение по этому делу - тоже очевидно. Поэтому вполне возможно, что они попытаются просто меня посадить по сумме двух приговоров.



Михаил Саленков: Председатель Комитета «Гражданское содействие», член Совета Правозащитного центра «Мемориал» Светлана Ганнушкина, приехавшая в Нижний Новгород поддержать Дмитриевского, так прокомментировала результат судебного процесса.



Светлана Ганнушкина: Конечно, мы рады. Потому что, когда нас не пустили в зал, было такое ощущение напряжения, что мы уже думали, что сейчас Дмитриевского в кандалы и за решетку отправят. Поэтому то, что он сейчас с нами чай пьет, это для нас всех большое облегчение. С другой стороны, конечно, мы понимаем, что, во-первых, как сказал прокурор в интервью, это первый такой приговор, это первое дело, не устоялась еще практика. Совершенно ясно, что система прокурорская считает, что этим дело не ограничится.


А для самого Стаса Дмитриевского это, конечно, очень тяжелый удар. Потому что в соответствии с новым законом об общественных организациях он не сможет заниматься той деятельностью, которой он занимается без риска реально оказаться за решеткой. Это пример наказание за инакомыслие по совершенно другому обвинению.



Михаил Саленков: Редактор интернет-сайта информационного агентства ПРИМА-ньюз Александр Подрабинек считает, что приговор и уголовное преследование Дмитриевского - это посягательство на свободу печати в России.



Александр Подрабинек: Я считаю, что вынесенный сегодня в Нижнем Новгороде приговор Станиславу Дмитриевскому - это очередное поражение российского правосудия и самое мощное, может быть, за последние годы наступление на свободу слова в России. Приговор, совершенно очевидно, ангажирован политически. Дмитриевский, с моей точки зрения, человек, заслуживающий общественной благодарности, а не обвинительного приговора. То, что он сделал, должен был бы сделать на его месте каждый честный журналист, который освещает проблемы российско-чеченских отношений и военного конфликта на Кавказе.



Михаил Саленков: Исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев признался, что ожидал более строгого приговора Станиславу Дмитриевскому, хотя сам не считает коллегу–правозащитника виновным.



Лев Пономарев: Я ожидал худшего. Поэтому было какое-то небольшое облегчение, что все-таки условно. Но, с другой стороны, это очередной этап преследования общественных деятелей-правозащитников, это признак того, что суды являются управляемыми и понятно, кто ими манипулирует, прежде всего, ими манипулирует ФСБ. Они хотя, чтобы по Чечне все прекратили критически выступать, чтобы все говорили о том, что якобы там идет умиротворение.



Михаил Саленков: Лев Александрович, вы сегодня проводили митинг в Москве в поддержку Станислава Дмитриевского и говорили, что создан прецедент, вследствие которого могут быть наказаны и другие правозащитные организации или правозащитники, которые занимаются чеченской проблемой.



Лев Пономарев: Я думаю, что так и будет. Больше всего в Чечне работает "Мемориал". Поэтому я больше всего сейчас опасаюсь за моих друзей, которые работают в "Мемориале".



Михаил Саленков: Правозащитники отмечают, что в недалеком будущем следует ожидать новых обвинений в адрес Станислава Дмитриевского и Общества российско-чеченской дружбы, и заявляют, что будут защищать коллегу всеми возможными способами.