Главное телесобытие недели – начало показа сериала «В круге первом»

Программу «Итоги недели» ведет Дмитрий Волчек. Принимают участие обозреватели Радио Свобода Марина Тимашева и Анна Качкаева.




Дмитрий Волчек: Главное телесобытие недели – начало показа сериала «В круге первом» - первой в России попытки экранизации произведения Александра Солженицына. Первые части сериала смотрели мои коллеги Марина Тимашева и Анна Качкаева.



Марина Тимашева: Украшающая город реклама гласит: "Миронов идет по этапу", "Певцов рассекретил агента", "Солженицын написал сценарий". По этапу идет Нержин, агента рассекретил Володин - то есть не актеры, а герои романа "В круге первом", но вот сценарий действительно написал Солженицын. И он же читает закадровый авторский текст. О том, как Александр Исаевич согласился стать "закадровым голосом" рассказывает Наталья Солженицына.


Наталья Солженицына: Это поклон Глебу Анатольевичу и только ему. Если бы вы слышали, сколько раз и как он уговаривал Александра Исаевича, чтобы он прочел какие-то куски. Александр Исаевич вообще хорошо читает. Он когда-то хотел быть актером, ему это не удалось из-за слабости голосовых связок. В Ростове Завадский, когда его туда сослали, театральную студию открыл, и Александр Исаевич сдавал туда экзамены и сдал. Но тот услышал, что у него что-то не то в голосовых связках, подозвал его к окну и сказал: «Вон видите, там идет приятель, окликните его». Александр Исаевич крикнул, дал петуха. Его не зачислили. Но это было, когда ему было лет 15 еще. Во всяком случае, Глеб Анатольевич убеждал его, по-моему, все вышло хорошо.



Марина Тимашева: История зарубежных экранизаций произведений Александра Солженицына не может похвастать особыми удачами, а в России их и вовсе не было.



Наталья Солженицына: На Западе даже Нобелевскую лекцию превратили в фильм интересный. «Круг» ставился два раза. Первый раз его поставил режиссер Александр Форд еще до того, как Солженицына изгнали из страны. Фильм был провальный – это признавали все. А затем в начале 80-х годов был двухсерийный телефильм франко-канадский, который тоже можно уважать, как некоторые усилия западных коллег донести до своего зрителя наши реалии. Когда в начале 90-х этот фильм показали на нашем телевидении, то для нашего зрителя это была некоторая «клюква».


Марина Тимашева: В театре дела со спектаклями по произведениям Солженицына шли не в пример лучше. В частности, инсценировка первой редакции романа много лет идет в Театре на Таганке. Называется спектакль "Шарашка", и сам Юрий Любимов играет в спектакле роль Сталина. В фильме Сталиным стал Игорь Кваша. Глеб Панфилов очень высоко оценил его исполнение. На мой же взгляд, Игорь Кваша играет карикатуру, комическую маску, его Сталин смешон, хотя роль его в романе, не говоря уже про жизнь страны - не из веселых. К числу недостатков можно отнести звукорежиссуру: стремление к максимальному жизнеподобию оборачивается тем, что интонация слышна, а текст пропадает. И еще: современные технологии позволяют чуть "состарить" картинку, и я бы не преминула этим воспользоваться, потому что сейчас на экране все выглядит слишком стерильно, слишком чистенько, как в глянцевом журнале. Все актеры, кроме самых старших, выглядят невероятно холеными, и выражение глаз у них такое европейски-безмятежное, каковое и нынче-то у русского человека встретишь не часто.


Сама история кажется камерной. Вот два умных человека поговорили о религии или о жизни в деревне или о любви, и будто мы понимаем, что участь их тяжела, но именно понимаем, а боли и страха не чувствуем, за судьбой человеческой никак не встает судьба народная. Привыкшие за последние годы к суетливой ежесекундной смене кадра, зрители, конечно, получили возможность внимательно следить за долгими крупными планами, за обсуждающими серьезные вопросы людьми, возможность обнаруживать в происходящем не внешнее, а внутреннее действие. Но его хватает на отдельные сцены, а не на всю серию. Слишком бережное отношение к литературному первоисточнику оборачивается иллюстрацией. Возможно, она нужна тем людям, которые не любят читать, но вот вопрос, будут ли они смотреть "В круге первом" и, если будут, то не сложится ли у них представления о сытой и благополучной жизни интеллигенции в сталинских шарашках. В романе речь, по сути, идет о свободе, что внутри человека, но самому Глебу Панфилову, как кажется, свободы во взаимоотношениях с текстом не хватило.



Анна Качкаева: «В круге первом» по большому счету надо слушать, вникая, не торопясь, не нервничая. И цифры первой сериальной недели показывают, что 15 или даже 20-минутный эпизод сложного разговора современный зритель выдерживает, значит все-таки слышит и все-таки думает, несмотря на неторопливость и на отсутствие интригующих и броских эффектов. Вряд ли работа Глеба Панфилова вызывает сильные эмоции, она требует труда от того, кто не читал текста, а для тех, для кого роман был событием и потрясением, его экранное переложение, возможно, слишком буквально, когда палач слишком карикатурен, а герой слишком идеален. Но Евгений Миронов в роли Нержина виртуозно справляется с идеальностью своего персонажа. Голос Солженицына за кадром удивительно органичен. Пронзительна Инна Чурикова в роли жены инженера Герасимова. Блестяще играет Андрей Смирнов и Роман Мадьянов, один маленькую роль инженера Бабынина, другой ключевую роль могущественного Абакумова. И все это вместе делает телефильм событием. Событием не только и не столько телевизионным, сколько общественным.


Тема несвободы и мучительного выбора интеллигенции между комфортом и совестью - тема вечная и в России всегда актуальная. Сейчас может быть не меньше, чем во времена шарашек. Глеб Панфилов наверняка, как, впрочем, и более молодые Златопольский с Добродеевым чувствовали этот свой человеческий и исторический долг. Но в дело вступили личные амбиции, коммерческий расчет и то, что на телевизионном языке называют странным словом «межканальная конкуренция». Первый решил не уступать «России» зрителя и поставил в параллель «Золотого теленка». Исключив утренние повторы, зрителей загнали в условия жесткого выбора, которого можно было просто избежать, потому что здесь нет вопроса выбора. И как можно выбирать между тем, что нельзя сравнивать: «Теленок» – бестолковая не-комедия, «В круге первом» - качественная исторически значимая драма. И видимо, поняв бессмысленность бодания, канал «Россия» решил уступить. Со следующего понедельника телефильм «В круге первом» будет начинаться на десять минут раньше – в 20.50. Вот тогда все наконец разберутся, кому Солженицын с Панфиловым, а кому «Теленок».