Российское правительство наконец определило маршрут гигантского нефтепровода, который будет поставлять сибирскую нефть к Тихому океану. Газета «Ведомости» опубликовала сегодня статью главы Минпромэнерго Виктора Христенко. По словам чиновника, Белый дом «стратегически» решился сделать в нефтепроводной системе Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) ответвление на Китай.
Идея создания нефтепровода, который позволит полностью реализовать ресурсы Восточной Сибири, и при этом экспортировать нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, появилась еще три года назад. Однако с тех пор чиновники никак не могли определиться, кого из этих самых азиатско-тихоокеанских стран брать в партнеры и кому первому поставлять российскую нефть.
Сначала речь шла о двух и даже трех возможных путях экспорта. Потенциальными импортерами были Китай и Японии, а также Южная Корея. Трубопровод Ангарск - Дацин оказался короче и дешевле Ангарск – Находки, зато второй проект позволял обеспечить нефтью целых три огромных рынка. Впрочем, сложность состояла не только в дороговизне проекта, но и в вопросе, сможет ли Россия выйти на такой уровень добычи, чтобы проект оказался рентабельным.
Поручая комиссии сделать технико-экономические обоснования проектов, правительство по очереди встречалось с представителями Японии и Китая, пытаясь привлечь к нефтепроводу будущего инвесторов настоящего. «Мы должны исходить из экономической целесообразности того или иного маршрута», - говорили в Белом доме.
Затем появилась другая проблема. Оказалось, что ни один из проектов маршрута нефтепровода не проходит экспертизу у экологов. Последние открыто выступили с требованием запретить строительство, которое может нанести ущерб взятой под охрану ЮНЕСКО экологии Байкала. Как сообщала в конце января Региональная общественная организация «Центр общественной информации», окончательные результаты государственной экологической экспертизы должны были уже появиться.
Власти, впрочем, стали прислушиваться к голосам экологов. Президент «Транснефти» Семен Вайншток даже заявил, что запланированы беспрецедентные меры для сохранения природы. На участке вдоль Байкала (около 60 км) через каждые 5-6 км (в 6 раз чаще, чем предписано нормативами) предусмотрены задвижки. Труба из специальной марки стали будет с большим запасом по толщине, а «умные вставки» обеспечат круглосуточный мониторинг, чтобы не допускать развития коррозии, образования микротрещин и т.п.
В сумме «экологическая составляющая» строительства прибайкальского участка ВСТО, по текущим оценкам, потребует дополнительно около 6 миллиардов рублей инвестиций, сообщает «Центр общественной информации». Правда, удовлетворят ли эти меры «зеленых», пока не ясно.
В любом случае, как сообщил ровно месяц назад президент России Владимир Путин, Восточному нефтепроводу быть. В апреле будут закончены все согласования, а строительство первого этапа – трубы от Тайшета до Сковородино стоимостью в 7,9 миллиарда долларов начнется этим летом.
Вопрос о возможном строительстве ответвления на Китай от ВСТО, как сообщает «Интерфакс», правительство собиралось рассматривать после утверждения технико-экономического обоснования проекта. И как пишет в опубликованной сегодня статье глава Минпромэнерго Виктор Христенко, «стратегическое решение принято».
«Решение по первому этапу строительства прорабатывается сегодня на корпоративном, прагматическом уровне, где решаются вопросы о возможных формах участия разных компаний и диверсификации рисков», - рассказывает он. Строительство первого этапа системы планируется завершить к концу 2008 года. «Схема определена, и дело теперь за проектной и коммерческой подготовкой предложений», отмечает министр.
По словам Христенко, из 80 миллионов тонн в год, которые будут прокачиваться по системе ВСТО, до 30 миллионов тонн пойдет в Китай. Чтобы привлечь инвесторов к разработке месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, Минпромэнерго предлагает ввести режим «налоговых каникул» сроком на 5-7 лет.
«Нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых в сочетании с приоритетным правом недропользователя на разработку открытого им месторождения - вот, с нашей точки зрения, оптимальная конструкция, способная подвигнуть компании к высокорискованной разработке недр», - считает Христенко. Все-таки правительство не собирается строить дорогой нефтепровод, «чтобы он простаивал в ожидании».