Правительство Чечни решило прекратить деятельность в республике Датского совета по делам беженцев

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.



Андрей Шароградский: Правительство Чечни сегодня решило прекратить деятельность в республике Датского совета по делам беженцев. Это решение, подчеркнули в руководстве Чечни, носит окончательный характер и не подлежит пересмотру. Правозащитные организации, работающие в Чечне, уже заявили, что следует ожидать ухудшения гуманитарной ситуации в республике. Первыми последствия этого решения почувствуют на себе простые жители Чечни. С подробностями корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.



Михаил Саленков: Решение принято правительством Чечни в связи с публикаций датской газетой карикатур с изображением пророка Мухаммеда. Заместитель председателя чеченского правительства Халид Вайханов подчеркнул, что "в республике высоко ценят деятельность Датского совета по делам беженцев" и решение, в частности, принято в целях безопасности его сотрудников. Накануне по этому же поводу высказался и первый вице-премьер правительства Чечни Рамзан Кадыров.



Рамзан Кадыров: Дания всегда была провокатором. Она всегда поддерживала международный терроризм. Что касается датских организаций, которые у нас присутствуют, мы их больше не будем допускать именно по этому поводу, что они играют на чувствах 1,5 миллиардов людей.



Михаил Саленков: Сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов сообщил нашей радиостанции, что чеченские власти уже остановили уже один из гуманитарных грузов, следовавших в республику. Решение о прекращении деятельности датчан на территории Чечни, считает Черкасов, отрицательно скажется на гуманитарной ситуации в республике.



Александр Черкасов: В Гудермесском районе сегодня утром не пустили гуманитарную помощь, которая туда направлялась от Датского совета по беженцам.


Дело в том, что Дания маленькая и далекая страна в судьбе Чечни последних лет принимала очень большое участие. С осени 1999 года, когда едва ли не большая часть населения Чечни стала беженцами, именно Датский совет по беженцам оказывал большую часть помощи через международные организации. Тогда едва ли не больше половины помощи беженцам и жителям Чечни поставлялось не правительством Российской Федерации, а иностранцами, прежде всего, правлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Распределялась же международными, зарубежными гуманитарными организациями. Из них Датский совет по беженцам был ведущей организацией. Так было вплоть до последнего времени.


Сейчас, когда основная проблема жителей Чечни - это уже не пропитание, а восстановление жилых домов, Датский совет по беженцам также очень активно работал в Чечне. Я не могу сказать сейчас точно, сколько домов было восстановлено в прошлом году, но, уверяю вас, что это сравнимо с результатами действий правительственных структур.


Кроме того, в этой организации ведь работают местные, прежде всего, сотрудники. Да, это финансируется из Дании, но работают, прежде всего, свои же чеченцы. Это еще и дает рабочие места. И вот уже сегодня машину с гуманитарной помощью Датского совета по беженцам не пустили в Гудермесский район. Что можно сказать? Это печально.



Михаил Саленков: Кадыров охарактеризовал Данию как страну в целом как провокатора, отметив то, что она укрывала международных террористов.



Александр Черкасов: Вероятно, имеется в виду то, что Ахмед Закаев находился в Дании, откуда был далее препровожден в Англию. Дело в том, что доказательства виновности Ахмеда Закаева в причастности к международному терроризму, представленные Российской Федерацией в начале в Данию, а потом и в Великобританию, были рассмотрены и сочтены, мягко говоря, недостоверными. Если помните, Закаеву вменялся, в частности, расстрел священников, один из которых явился на его процесс вполне себе живым, и так далее. Все пункты обвинения Закаева были именно таковы.


Эти заявления удивительны. Я очень надеюсь, что все-таки у нас ситуация прояснится. Россия какая страна? Она светская страна, единая, как следует из названия, или там происходит что-то другое, или Чечня не входит в состав Российской Федерации? Очень хотелось бы это выяснить в контексте вот этого скандала с Данией.



Михаил Саленков: Серьезный ущерб будет нанесен гуманитарной ситуации в Чечне, если датская организация уйдет оттуда?



Александр Черкасов: Экономика там сейчас находится на нуле. Настолько все завязано именно на восстановление, что выбытие оттуда такой мощной гуманитарной организации, которая и помогает жителям, и, с другой стороны, дает работу жителям Чечни, безусловно, затронет многих.



Михаил Саленков: Депутат российского парламента Владимир Рыжков назвал решение правительства Чечни нелегитимным.



Владимир Рыжков: Первая реакция - просто недоумение и возмущение. Потому что вне всякого сомнения это беззаконное решение, это вне всякого сомнения варварское решение. Датские благотворительные, гуманитарные организации также как датское правительство не несут ответственности за прессу, которая опубликовала те или иные карикатуры. Более того, наказывается тем самым не датское правительство, не благотворительные, гуманитарные организации, а наказывается, собственно говоря, чеченский народ.


Мне уже приходилось слышать, я знаю о том, что Дания и датские гуманитарные организации оказывают огромную помощь чеченцам. Это касается и гуманитарной помощи, это касается даже строительства жилья для тех, кто его утратил в годы войны. И вот так бесцеремонно вышвыривая из Чечни эти организации, фактически чеченское руководство плюет не столько в лицо Дании, сколько в лицо своему собственному, безмерно и без того пострадавшему и страдающему народу. Надеюсь, что в России найдутся органы власти, найдется суд, который восстановить справедливость и не допустит реализации такого варварского и беззаконного решения.



Михаил Саленков: Как раз хотел спросить с точки зрения легитимности такого решения.



Владимир Рыжков: Это абсолютно нелегитимно. Все международные, гуманитарные, правозащитные организации, которые действуют на территории России, в том числе и на территории Чечни, действуют в соответствии с действующим законодательством. Прекратить их деятельность можно только на основании решения суда и то, если удастся доказать в суде какую-то их противоправную деятельность. Уверен, что в данном случае ничего похожего нет. Больше того, нет никаких сомнений, что эти организации играют очень важную позитивную роль в нормализации ситуации в Чечне и помощи людям. Поэтому это в чистом виде беззаконие.


Первое, что должно произойти - это республиканская прокуратура или федеральная прокуратура должна сделать предупреждение республиканским властям и пресечь это беззаконие.



Михаил Саленков: О том, какова реакция на заявления Кадырова и решение правительства в республике, корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович спросил Ахмара Завгаева, члена Совета Федерации России от Чечни.



Ахмар Завгаев: Сегодня, я думаю, что датчанам самим надо, как поступить с ними. Сколько и нравственного, и материального, и морального ущерба нанесено всему мировому обществу. Авторы должны понести ответственность.



Данила Гальперович: А вот то, что говорил Рамзан, что теперь никаких контактов с датчанами не будет. Как вы считаете?



Ахмар Завгаев: Может быть, и правильно. Считаю, что на всех это не должно распространяться.



Данила Гальперович: Вот датским организациям сейчас можно будет работать в Чечне или нет?



Ахмар Завгаев: Как решит правительство и парламент. У нас есть парламент, все ветви власти. Как они решат, так и будет.



Михаил Саленков: В московском и северокавказском представительствах Датского совета по делам беженцев случившееся пока никак не комментируют.