Евгений Кисин стал лауреатом Grammy

Пианист Евгений Кисин

Пианист Евгений Кисин в этом году стал единственным российским лауреатом самой престижной в мире музыкальной премии Grammy, присуждаемой Национальной Академией звукозаписи США. На 48-й церемонии вручения этих наград в Лос-Анджелесе Кисин победил в категории «Лучшее инструментальное сольное исполнение».

Евгений Кисин — москвич, ему 34 года. В 6 лет он поступил в школу имени Гнесиных для одаренных детей. Окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных, занимался в классе Анны Кантор. В 1990 году уехал за границу, сейчас живет в Нью-Йорке. Выступает с лучшими оркестрами и дирижерами мира. Лауреат множества российских и международных профессиональных премий.


Кисин стал фаворитом мейнстримной американской аудитории. А поскольку люди, голосующие за победителей Grammy, являются типичными представителями этого мейнстрима, что видно по другим результатам, то и можно было догадаться, что они отдадут свои симпатии Кисину. Вообще выборщики Grammy довольно консервативная каста, особенно это заметно в области классической музыки. Утвердившись в своей любви к какому-нибудь исполнителю, они выбирают его победителем год за годом. Взгляните на результаты виолончелиста Йо-Йо Ма или скрипача Ицхака Перельмана. Из музыкантов российского происхождения чемпионом пока остается пианист Владимир Горовиц с его 23 призами, если считать только прижизненные Grammy, ибо Горовиц продолжал набирать эти награды и за посмертно выпущенные записи.


В случае же с Кисиным в этом году особенно важным мне представляется то, что премию он получил за исполнение русской музыки, причем не самой популярной. Имена Чайковского и Рахманинова у всех на слуху, привлекательность их произведений для мейнстримной публики очевидна. Парадоксальным образом то же можно сказать и о лидерах отечественного музыкального авангарда ушедшего века — Стравинском, Прокофьеве, Шостаковиче. Кисин играет Стравинского на диске, удостоенном Grammy, но он также включил туда произведения Скрябина и Метнера. И если имя Скрябина, в общем, знакомо американским меломанам, то о Метнере многие из них узнают теперь впервые. Ведь умерший в 1951 году в эмиграции Николай Карлович Метнер попал, что называется, между двух стульев: он не был ни прирожденным мелодистом, вроде Рахманинова, ни ярким новатором. Музыка Метнера традиционная, очень качественная, но весьма непростая для восприятия. Если она вновь зазвучит сейчас на американских CD-плеерах, то в этом будет большая заслуга Жени Кисина.