Полковые священники могут оставить армию без солдат

Российской армии предстоит понять, что служба бывает не только строевая



Святейший Патриарх Московский и вся Руси Алексий II недавно благословил подготовку военных священников для армии. Главная военная прокуратура должна представить законопроект о введении института военных священников в вооруженных силах России.


Руководство Московской патриархии еще в апреле 1997 года добилось у правительства права посылать священников в армию. Минобороны обещало, что такое право будет и у других христианских конфессий, но обещания не были выполнены. При этом Минобороны, допуская священников патриархии в армию, не оплачивало их труды – во всяком случае, официально. Однако в последние годы патриархия добивается для военных священников еще и зарплаты от государства. Патриархийные священники, видимо, не завоевали в армии такой популярности, чтобы их стали содержать на свои, пускай и небольшие пожертвования офицеры, что более соответствовало бы духу православной соборности. Требуя денег из казны, патриархия ссылается на опыт того самого Запада, который она же постоянно отвергает, как слишком демократичный. При этом армии в демократических странах имеет свои особенности. Во-первых, во многих из них нет обязательного призыва – и западный солдат, не задумываясь откажется идти к священнику, к которому он идти не хочет. Русский пойдет из вполне резонной боязни неприятностей. Во-вторых, в западных армиях духовное окормление солдат не отдано на откуп одной конфессии. Есть даже капелланы для агностиков.


Ссылается Московская патриархия и на дореволюционный опыт. Но и он не утешителен: среди полковых священников не было ни одного, который был бы причислен к лику святых, ни один не пользовался почитанием, как старец, или хотя бы уважением, как хороший исповедник и проповедник. Вероятнее всего, появление священников в нынешней российской армии приведет к известному и предсказуемому результату: достаточно перечитать "Бравого солдата Швейка" или "Поединок" Куприна. Казенный кагор будет расходоваться не по назначению.


И все же инициатива Патриархии может иметь один неожиданно положительный результат. Хотя бы формально познакомившись с проповедью о воскресшем Христе, солдат может неформально задуматься не только над тем, стоит ли исполнять преступные приказы, но и над тем, нужно ли быть солдатом вообще. Так и появятся в войсках христиане-пацифисты, которые отказываются брать в руки оружие, чтобы не служить двум господам. А между армией, в которой есть солдаты и нет священников, и армией, в которой есть священники и нет солдат – с точки зрения воскресения выбрать несложно.